Мятный букет из «диких» шаманов

Фестиваль «Дикая мята» собрал лучший цвет звуковых «растений»

http://www.mk.ru/culture/2014/06/22/britanec-aleks-kler-privorozhil-rossiyskuyu-publiku-na-dikoy-myate.htmlЕсли плясать от названия опен-эйра, прошедшего в прошлые выходные на границе Московской и Калужской областей, и сравнивать музыкантов с цветами и травами, то на «Дикой мяте» слушателям показали целую оранжерею, одурманивающую ароматами. Этника и психоделика, джаз и рок-н-ролл, дабстеп и регги, соул и рэп, акустика и электроника — все смешалось в фестивальном котле. «Блюдо» из выступлений Brainstorm, «Сурганова и оркестр», N.O.H.A., Mgzavrebi, Theodor Bastard и многих других, приправленное финальным концертом обаятельного рыжебородого британца Алекса Клэра, можно смело назвать шедевром музыкальной кулинарии.

Фестиваль «Дикая мята» собрал лучший цвет звуковых «растений»

«MegaБит» отправился в «дикое мятное» поле изучать дары всей этой кухни и не пожалел. Прошедший опен-эйр доказал, что с фестивальным движением в России далеко не все потеряно. Цифра 7 (опен-эйр проходит в России уже в седьмой раз) стала для него счастливой. Пазл сложился: хотя и говорят, что угодить всем невозможно, любителям качественной музыки, курсирующим между двумя сценами «Дирижабль» и «Лампа», было из чего выбирать. Лайн-ап построили с учетом разнообразия жанров и предпочтений публики. Слегка потерялись на фестивале разве что, как ни странно, новомодные трендовые музыканты Антон Беляев с Therr Maitz, по которому, судя по количеству зрителей на его сольных концертах, сходит с ума и Москва, и Питер, и регионы. Он стал телезвездой после участия в одном из рейтинговых шоу талантов, а горячим блюдом к «мятной» приправе накануне фестиваля стала альтернативная премия «Степной волк» в номинации «голос», которую он получил лично из рук рок-гуру и иконы нонконформизма Артемия Троицкого. Открытие прошлого года проект Наадя могла показаться на сцене уж слишком скованной и скромной, а Nina Karlsson — наоборот, безосновательно самоуверенной. В остальном же: кому, например, неинтересно было рэгги от Raskara, мог пойти потанцевать под вкусную и свежую «балканщину» «Маримбы+», а для того, кто не понимал безумных электронных экспериментов Jacuzzi Project, параллельно был уготован славянско-панковский этно-экстрим-сет от группы «ИваНова». Интеллектуальные меломаны (а именно такая публика собралась на «Мяте») могли столкнуться в этом смысле только с одной сложностью: когда хотелось послушать команды, выступающие одновременно на двух сценах. Тут уже выбора не было, приходилось гоняться за двумя зайцами и носиться между «Лампой» и «Дирижаблем», благо расположенными недалеко друг от друга.

Фестиваль «Дикая мята» собрал лучший цвет звуковых «растений»

Фестиваль «Дикая мята» собрал лучший цвет звуковых «растений»

Смотрите фотогалерею по теме

О том, как электронные шаманы дождь заговорили…

Никто не задумывался, что первый день фестиваля пришелся как раз на пятницу, 13-е. Разве что в программе был ночной кинопоказ «Страшные сказки» про викторианский Лондон с его героями — доктором Франкенштейном и Дорианом Греем, Дракулой и Джеком Потрошителем. Но боялись все не их, а скорее дождя, которым еще за несколько дней настойчиво пугал жителей Московской и Калужской областей Гидрометцентр. Выступления на «Лампе» начались с самого утра. Показаться публике успели эстонско-украинская файер-фолк-группа Svjata Vatra, международный этно-джаз Authentic Light Orchestra, харьковская инди-поп-команда Pur:Pur и знаменитые латыши Brainstorm «на сладкое». До ночи держались стойкие зрители и музыканты, мысленно разгоняя тучи над «Этномиром», где и происходило все действие, пока в 0.30 на сцену «Лампа» не поднялась группа «Волга». Этот причудливый проект — шаманское сочетание постиндустриальной электроники с архаической перкуссией и аутентичными народными текстами XII–XIX веков. Странная солистка Анжела Манукян, очень похожая «нечеловеческими» повадками на Жанну Агузарову, но только как будто прилетевшую со славянского Марса, если бы такой существовал, вышла на площадку в русском народном наряде и, несмотря на середину ночи, — в солнцезащитных очках. Стоило ей только спеть первую строчку, как поле накрыл ливень. Анжела хитро улыбнулась: «Я пою заговоры, но не беспокойтесь — на солнце тоже сделаем». Вот и не верь после этого в магическую силу старины. Во что верилось с трудом, так это в обещанное певицей солнце: стихия разбушевалась так, что, казалось, в ближайшие два дня «Этномир» затопит и из палаток можно будет делать лодки. Но «колдунья» сдержала обещание: на следующее утро дождь прекратился, погода наладилась, а жители палаточного городка начали радоваться как дети, перекрикиваясь из палаток: «Солнце, солнце!»

«Ведунья» армянского происхождения, поющая древнерусские заговоры (часто, правда, ею же и придуманные), была не единственной шаманкой на «Дикой мяте». Еще одни «колдуны», приехавшие на фестиваль, — петербургская группа Theodor Bastard. Этих ребят тоже выпустили на сцену ночью — видимо, для создания особой атмосферы. Солистка Яна Вева, извиваясь как змея, поет на придуманном ею же языке, похожем на санскрит. Композиции напоминают йогические мантры в оболочке из современного саунда. Восточные мотивы музыканты смешивают с трип-хопом, эмбиентом и другими электронными жанрами, все это — с использованием этнических перкуссионных инструментов со сложно выговариваемыми названиями: дарбуки, ашико, конгас, джамбеи и дафы. Мелодии не только восточные: нет-нет да и проскочит между мантрами древнерусский мотив. Устрашающим низким голосом подпевает Яне продюсер и лидер группы Александр Старостин, больше известный под псевдонимом Федор Сволочь. То, что они творили на «Мяте», больше напоминало магическое действие, чем концерт. Публика впала в транс. Одни плавно танцевали под тягучие завораживающие мелодии, другие стояли как вкопанные, не отрывая взгляды от сцены, где рядом с музыкантами артисты крутили зажженные пои.

«Молочные дети» Дженис Джоплин и сочные плоды распада 5’Nizzы

Каждый колдовал как мог. Некоторым для этого было необязательно читать заговоры. Однажды, находясь недалеко от «Лампы», я услышала доносящиеся с «Дирижабля» звуки настоящего заморского рок-н-ролла в самом лучшем виде, который только можно его себе представить. «The Subways?... The Sounds?» — подумала я и удивилась: эти зарубежные группы не были заявлены в лайн-апе. Оказалось, яркий качественный рок «рубят» молодые белорусские ребята из команды The Toobes. Солист группы, барабанщик Стас Ломакин, умудряется легко совмещать ударные соло с не менее «ударным» вокалом. Гитарист и бас-гитарист не отстают от лидера, выдавая свои мощные и техничные партии.

Несмотря на юный возраст, The Toobes успели стать победителями белорусско-шведского конкурса Bandscan и выступить на одной сцене с Franz Ferdinand, The Subways, The Offspring, Deep Purple, «Ляписом Трубецким», «Океаном Эльзы» и «Мумий Троллем». «Часто, когда российские, украинские или белорусские музыканты пытаются быть похожими на британских или американских, это напоминает конъюнктуру, — заметил генеральный продюсер фестиваля Андрей Клюкин. — С The Toobes другая история. Конечно, Дженис Джоплин не вскармливала их грудью — хотя создается именно такое ощущение, — просто они впитали в себя всю эту западную музыкальную культуру, поэтому их творчество абсолютно органично и искренне». К слову, услышав The Toobes, даже король трип-хопа Трики удивлялся, что они не из Британии и не из Америки. Не перевелись еще герои на постсоветском пространстве!

В очередной раз пример героической стойкости после распада группы 5’Nizza показали ее бывшие участники Сергей Бабкин и Sunsay Андрей Запорожец. Ровно год назад «ЗД» описывала презентацию альбома Бабкина «Сергевна». Уже тогда казалось, что музыкант и актер с начала сольного пути настолько пробуравил музыкально-экспериментальное пространство и вширь и вглубь, что дальше некуда. Не тут-то было. Артист продолжает движение, и на «Дикой мяте» он заставил поклонников реветь от удовольствия, показав программу из старых и новых песен, а еще устроил им квест, показав совсем неожиданные аранжировки давно знакомых и любимых ими хитов 5’Nizzы. Сергей Бабкин своим голосом рвет душу в клочья и легко удерживает внимание аудитории из нескольких тысяч человек, доводя ее до экстаза.

Когда 5’Nizzы не стало, Sunsay мог показаться публике более однообразным. Но за последнее время, кажется, и он «догоняет» товарища, сочиняя все больше песен со свежим, незамыленным и бодрым звучанием, приправляя их кое-где восточными, кое-где рок-н-ролльными мотивами. Сейчас у каждого из этих музыкантов своя история. Но «MegaБит» все-таки решил поинтересоваться у Андрея Запорожца, нет ли у него чувства соперничества по отношению к Сергею, а заодно немного поболтать о насущном:

 — Мы виделись с Бабкиным вчера. Я был у него на выступлении. Периодически ходим друг к другу на концерты и по-прежнему дружим. Я не думал о конкуренции. Каждый из нас делает то, что хочет, и мне кажется, у нас очень разная публика.

— Чего, по собственным ощущениям, лично вам удалось добиться за последний год?

— Я не люблю подводить итоги, даже промежуточные. Самое главное — делать то, что тебе нравится, и смотреть, что из этого получается здесь и сейчас. Я вижу счастливых людей на своих концертах, я чувствую резонанс и сам получаю удовольствие от того, что делаю.

— А какой формат выступления вам ближе: фестивальный или клубный?

— Я очень люблю маленькие квартирники. При этом участвовать в фестивале мне также интересно. Это две абсолютно разные истории, главное — всегда выкладываться по полной. В ближайшее время мы, кстати, хотим попробовать новый эксперимент и сделать танцевальную программу. Посмотрим, что из этого выйдет. Если говорить конкретно о «Дикой мяте», меня радует, что здесь нет проблем с алкоголем: я всегда говорил, что не пью и плохо отношусь к этой теме.

Грузинская кровь кипела вперемешку с афроамериканской

Среди всего бурного «мятного» цвета одними из самых запоминающихся стали концерты двух команд: международного проекта N.O.H.A. и грузинских музыкантов Mgzavrebi. Говорят, люди со смешанной кровью отличаются особенной красотой. То же самое можно сказать и про некоторые музыкальные группы. По крайней мере команде N.O.H.A ее многонациональность однозначно пошла на пользу. Ее участники родом из Праги, Нью-Йорка, Гиджона, Эссена и Кельна. Брей-бит, джаз, фанк, электроника, фольклорные напевы — все смешалось в их музыке. Хит «Tо Cafe» уже год, если не больше, звучит в кофейнях, клубах и ресторанах по всему миру, и это не единственный перл группы, названной по имени ее лидера — саксофониста Филиппа Нохи. Фамилия превратилась в аббревиатуру, расшифровывающуюся как Noise Of Human Arts («шум человеческих искусств»). На своем сете музыканты заставили пуститься в пляс все поле «Дикой мяты», не позволяя ни себе, ни зрителям ни на секунду сбавлять темп.

Фестиваль «Дикая мята» собрал лучший цвет звуковых «растений»

Фестиваль «Дикая мята» собрал лучший цвет звуковых «растений»

Смотрите фотогалерею по теме

Грузины Mgzavrebi (в переводе на русский — «странники») ни в чем не уступали группе N.O.H.A. Разве что в их выступлении было больше нежных, лирических песен. России этих музыкантов, которые поют многоголосием и сочетают грузинские национальные мелодии и инструменты с барабанами и гитарами, открыл Евгений Гришковец. Андрей Клюкин справедливо заметил, что волна их популярности сейчас похожа на восхождение в свое время дивы Нино Катамадзе, и сегодня не сходить на их концерт хотя бы раз в среде интеллектуальной публики уже считается стыдным. Лидер команды Гиги Дедаламазишвили начал писать песни в 2006 году. В Грузии эти ребята уже собирают стадионы, а во время их последнего выступления в Москве небольшой клуб начал трещать по швам: часть зрителей даже не смогла протиснуться в зал и была вынуждена стоять на лестнице.

У солиста Гиги милая и забавная внешность. Перед выходом на площадку он кажется скромным и слегка нелепым, но, когда выходит на сцену, влюбляет в себя всех слушателей. Одно слово, описывающее эмоции, которые «Мгзавреби» вызвали у публики, — счастье. Их песня «Потому что я верю в чудеса» с куплетами на грузинском и припевом на русском стала негласным гимном всего фестиваля. Гиги шутил, травил байки и анекдоты, смеясь, извинялся после одной из композиций: «Простите, что сейчас перед вами прыгало 115 килограмм», — а в середине выступления спустился со сцены и пошел в толпу, пожимал руки довольным поклонникам и сам радовался как ребенок: «Как я счастлив, что я сейчас вместе с вами!». В ответах на вопросы «MegaБита» артист тоже был открыт и добродушен.

 — В последнее время актуально совмещать этническую музыку с элементами более современных жанров. Для вас это дань моде или поиск своего звучания?

— Мы не идем за трендом. Когда я начинал этим заниматься, было совсем не модно играть на этнических инструментах. Но мы выросли на такой музыке и не могли играть по-другому. Я чувствую душу Грузии, ее звучание. Мы выступаем не для того, чтобы показать, какие мы профессионалы, мы все делаем искренне. Органичным образом к народной музыке добавились и элементы других жанров. Я не хочу хвастаться, но я стал замечать, что после нас в Грузии появилось много групп, работающих в этом направлении. Мне это приятно, я поддерживаю их. И радостно, что в последнее время в России появилось очень много людей, интересующихся такой музыкой.

— А чем отличается грузинская публика от российской?

— В Грузии проблема в том, что там все поют. При этом «петь» в понимании местной публики не значит заниматься делом. Чтобы зацепить грузинского слушателя, нужно очень сильно постараться. В России же слушатели в принципе уважают творческого человека, относятся к нему с любовью и считают творческие профессии такими же полноправными, как и все другие. Это чувствуется, когда ты выходишь на сцену, и это видно со стороны. Я приехал на фестиваль за день до своего выступления, гулял, наблюдал за зрителями, и мне было приятно видеть, как они воспринимают происходящее, как встречают артистов. Может быть, это связано с тем, что у вас более сложная жизнь и вам хочется отвлечься. В Грузии мы живем более свободно.

***

Публика, которая собралась на фестивале, была более чем адекватна. На «Мяте» не стоит опасаться ни пьяных панков, ни того, что ночью кто-нибудь, возвращаясь «домой», упадет на твою палатку. Все напитки, продававшиеся на территории, были безалкогольными. А для желающих освежиться за фестивальной границей работал пивной ресторан, но все три дня он практически пустовал: гостям было более чем достаточно музыкального допинга. Тем же, кому не хватало музыки, в специальной зоне предлагали поиграть в «Имаджинариум» или «Клаустрофобию», спеть и записать на рекорд самую длинную в мире песню, заняться йогой или помедитировать, поучаствовать в конкурсах или посмотреть отрывки из спектаклей театра PosleSlov прямо посреди выставки картин современных художников. Ночью на большом экране транслировали записи концертов мировых звезд или фильмы о них: выступление Джей-Джей Йохансона, Эми Уайнхаус, картину об истории The Doors. За три дня на «Дикой мяте» произошло больше событий, чем порой происходит и на недельных фестивалях: красивая и аккуратная рок-поэзия от Zero People, проекта лидера группы Animal ДжаZ Александра Красовицкого и клавишника Александра Заранкина, веселый, смешной дабстеп вперемешку с ямайскими напевами от Radikkl Beatz и их фронтмена мсье Радика. А чего стоит один мощный сет из хитов экстравагантной Светланы Сургановой с ее «Оркестром»! Если описывать выступления всех артистов, приехавших на поле «Этномира», материала хватит на целую музыкальную энциклопедию. «MegaБит» составил максимально полный калейдоскоп, но не может отказаться от главного. Поэтому в понедельник читайте в «Музыкальных хрониках» репортаж с выступления хэдлайнера «Дикой мяты» — талантливого и обворожительного британца Алекса Клэра, а также интервью с артистом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру