C Чайковским на пленэре

В Клину идет музыкальный фестиваль

 

 

Лето. Свежий воздух. Пожалуй, даже слишком свежий для июня. Подмосковный город Клин, который у любого культурного человека ассоциируется не с пивом и не с колбасой, а с великим русским композитором Петром Ильичем Чайковским, стал местом проведения музыкального фестиваля "Подмосковные вечера с Чайковским", инициированного Губернатором Московской области. В этот вечер под фестивальными шатрами в сопровождении подголосков певчих птиц выступали оркестр и солисты "Геликон-Оперы" под руководством Дмитрия Бертмана.

В Клину идет музыкальный фестиваль

Двухэтажный деревянный дом, где жил Чайковский - уникальное собрание бесчисленного множества текстов, нот, автографов, документов, личных вещей - того, что в музейном деле принято называть артефактами. Все это бережно хранится и тщательно исследуется группой фантастических творческих людей под многолетним бессменным руководством потрясающего музыковеда Полины Вайдман. Почему фантастических? Потому что понять их мотивацию с позиций современных прагматических ценностей невозможно. Что заставляет их внедряться в эти нервные, рвущиеся, перечеркнутые строки (нотные и вербальные), написанные гением полтора века тому назад? Деньги? Озвучивать размер их зарплат неловко. Слава? Их знает только узкий круг специалистов. Ответ прост: это их жизнь. Не могут они, к примеру, спокойно слышать, как знаменитый Первый фортепианный концерт Чайковского многие десятилетия играют вопреки авторскому тексту, нарушая композиторский замысел. Правда, не все готовы воспринять их позицию: кажется абсурдом, но Музей Чайковского в Клину не приглашен в соорганизаторы Международного конкурса имени Чайковского. Но это потеря не для музея, а, скорее, для конкурса. Рукописи не горят - они заставляют истинных музыкантов вслушаться в партитуру, прорываясь сквозь наслоения интерпретаций подобно тому, как, смывая с картины слой за слоем, мы обнаруживаем старинный живописный шедевр.

Концерт артистов и оркестра "Геликона", состоявший из самых любимых сцен, арий и оркестровых фрагментов опер Чайковского, шел на сцене в парке прямо рядом с домом композитора. Зрители - а это были обычные жители Клина, купившие билеты за символическую цену, - слушали замечательных певцов и оркестр под управлением Владимира Понькина, которые, несмотря на холод, пели и играли с такой самоотдачей, с таким артистизмом, с такой энергией, которые была на градус, а то и на два, выше, чем в стенах театра. И это понятно: дух Чайковского витал где то рядом, а среди публики были те самые уникальные люди, которые бережно извлекают для нас из рукописных источников истинного Чайковского и делают его музыку всеобщим достоянием.

Ариозо Лизы - Елена Михайленко, ария Иоланты - Елена Семенова, Ария Гремина -Алексей Тихомиров, Дуэт Татьяны и Онегина - Наталья Загоринская и Максим Перебейнос, ариозо Воина - Лариса Костюк, ария Германа – Илья Говзич, баллада Томского – Сергей Топтыгин… Каждый солист «Геликона» - ярчайшая индивидуальность. Да и что греха таить - все они работают не только в "Геликоне", но и на сценах театров всего мира. Но здесь, в Клину их выступления несли в себе что-то особенное - некое шаманство, которое почувствовали не только артисты, но и все гости фестиваля.

"Подмосковные вечера с Чайковским" продолжаются. Следующий концерт пройдет в концертном зале музея. В нем примут участие певица Анна Аглатова и артист Евгений Князев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру