ММКФ-2014: сами с усами

Никита Михалков: «Никто другой нас не накормит, не снимет за нас кино, не поставит спектакль»

20.06.2014 в 17:10, просмотров: 3965

Церемония открытия 36-го Московского кинофестиваля, проходящего при поддержке банка ВТБ, случилась как положено. Без скандалов — но и без потрясений. Согласно хорошо всем знакомому ритуалу. Гости шли, Никита Михалков с супругой Татьяной их встречали, фотографы с усердием фиксировали и то, и другое. То же настроение передалось самой церемонии — одной из самых лаконичных (а значит удачных) за последнее время.

ММКФ-2014: сами с усами
фото: Геннадий Авраменко

Лестница театра «Россия» (бывшего кинотеатра «Пушкинский»), укрытая красным ковром, с которого только за пару часов до церемонии сняли защитный полиэтилен, полностью впитала мелкие капли дождя. Так что гости могли себя чувствовать комфортно. Единственное крупное иностранное имя среди приглашенных лиц — французский режиссер Клод Лелуш («Мужчина и женщина»). Впрочем, давно за иностранного артиста может выдавать себя и Григорий Добрыгин (лауреат «Серебряного медведя» Берлинале за роль в фильме «Как я провел этим летом»), который в этом году участвует в основном конкурсе с фильмом Антона Корбайна «Самый опасный человек». Добрыгин выделялся на общем фоне не только длинной бородой, но и мотоциклетным шлемом, который он протащил на дорожку за компанию. Еще один русский актер-космополит — Юрий Колокольников — составил компанию своему партнеру по «Играм престолов» Кристиану Нэйрну (он же Ходор). Несмотря на культовый статус сериала, оба актера вели себя скромно и обаятельно. Колокольников предпочел месту в партере вид на церемонию сверху, с балкона бельэтажа. А Ходор отыграл полноценный диджей-сэт на вечеринке открытия, по традиции расположившейся на Пушкинской набережной Нескучного сада.

Лучше всех на дорожке выступили Равшана Куркова, Анна Чиповская и Светлана Устинова, использовавшие церемонию по прямому назначению — как возможность продемонстрировать длинные платья и обнаженные плечи. От них не отставала Екатерина Вилкова, которая кардинально сменила имидж после участия в проекте о судьбе женского батальона во время Первой мировой войны (тогда для роли актрисе пришлось побриться налысо).

Посетили церемонию Степан и Артем Михалковы — первый просто пришел посмотреть представление, а второй еще и выступил на сцене со словами любви в адрес своего мастера Марлена Хуциева. Не ради красного словца, а в рамках чествования ВГИКа, чьему 95-летию была посвящена церемония. Но интенсивнее всех излучал удовольствие президент ММКФ Никита Михалков. Выбравшись на сцену ближе к середине действия, он долго и на разные лады говорил о санкциях, применяемых Западом по отношению к России.

— Санкции коснулись не только фестиваля, но и всей страны. Многие боятся ехать к нам. Некоторым я лично звонил, приглашал. Отвечают: спасибо, но может лучше в следующий раз?

После чего Никита Сергеевич как автор манифеста просвещенного консерватизма вспомнил старое и выдал на гора новую национальную идею:

— А с другой стороны — может, оно и к лучшему? Может, этот напор на нас со всех сторон наконец возбудит азартное желание доказать — а мы сами с усами! Ведь никто другой нас не накормит. Никто за нас не снимет кино, не поставит спектакль.

Выставка достижений народной культуры в этот вечер держалась на трех столпах. Во-первых, ВГИК — по случаю 95-летия старейшего киновуза страны его имя прозвучало за вечер не меньше 95-ти раз. Сперва студенты, не боясь депутатских инициатив о запрете употребления иностранных слов, представили что-то вроде англоязычного мюзикла, в своей сценической части явно вдохновленного сериалом Валерия Тодоровского «Оттепель». После чего закончили русским рэпом, уместив в робком речитативе самые громкие фамилии выпускников ВГИКа: от Тарковского до Мерзликина.

Второй столп — личность председателя жюри этого года, Глеба Панфилова. Особый статус автора таких фильмов, как «В огне брода нет», «Начало», «Тема» —Никита Михалков укрепил специальным призом президента фестиваля с формулировкой «За высочайшее мастерство и выдающийся вклад в кинематограф».

Наконец, советский хоккей, легендарная «Красная машина», как прозвали команду ЦСКА и сборную Советского Союза во главе с капитаном Вячеславом Фетисовым. Американский документальный фильм «Красная армия» о лучшей хоккейной команде в истории показали на открытии — и это лучший аргумент в пользу открытого диалога двух культур и против любых санкций. «Красная армия» — пример того, как американец, не скованный в движении ни одной из духовных скреп, берется за, казалось бы, абсолютно советский материал и выводит на его основе универсальную историю. Не страны, а личностей: Тарасова, Ларионова, Фетисова.

05:42

Но случай с «Красной армией» — единичный. В остальном ММКФ вполне отвечает политике своего президента, который давно уже на личном примере демонстрирует все прелести и недостатки жизни по принципу «сами с усами». Оставаясь по-прежнему громоздким, неповоротливым, советским по духу фестивалем — с длинными речами, громкими лозунгами, золотыми орденами и серыми буднями. И одновременно — чуть ли не единственным местом, где в условиях ультраконсервативной культурной политики, направленной против любой инакости и свободы выражения, можно увидеть по-настоящему живое, «некорректное», «нецензурное», сексуальное — да просто живое — кино.