Людмилу Иванову поздравляли амбиции и пугливая зарплата

Наверное, не случайно народная артистка России Людмила Иванова родилась 22 июня

Боевой характер, жажда жизни и способность выживать, кажется, в невыносимых условиях. В воскресение вечером театр «Экспромт», созданный ею 24 года назад, отметил ее день рождения. Дата не круглая, но это никак не повлияло на градус торжества.

Наверное, не случайно народная артистка России Людмила Иванова родилась 22 июня

Виновницу события везут по узкому коридору в инвалидном кресле. Она здоровается, улыбается чуть виновато — мол, извините, что не могу к вам подбежать и броситься с объятиями, как прежде... Толпятся артисты в костюмах — кто в гимнастерках и пилотках, кто в сказочных.

Чуть в стороне вижу мальчика, лет 15–16. Красивый, с большими глазами, но... в инвалидном кресле. Спокойный, держится с достоинством. Кто он и что тут делает — спросить не успеваю, потому что главный художник театра, он же сын Людмилы Ивановны Ваня Миляев, объявляет: «Начинаем!»

Зал в «Экспромте» — небольшой, мест на 100, уже забит — друзья, почитатели. Ее кресло ставят спиной к сцене и лицом к залу, но под таким углом, чтобы хозяйка видела кулисы. Такая диспозиция для нее привычна — она командует парадом, строго присматривая за тем, что творится за кулисами. Поэтому весь конферанс, то есть ведение вечера — ее.

— Ну что? Готовы там? Давайте, — командует она.

А я (да и никто, наверное) не понимаю — где силы берет? Личное горе пережила — уход один за одним мужа и младшего сына Саши, сама в коляске — ноги обездвижены, а она, не сдерживая слезы и не стесняясь их, работает. И как! Не ноет, не скулит. Спектакли ставит, репетирует, студентов учит и ремонт в театре делает.

— Нет, ремонт — это не я, а наш директор. — восстанавливает справедливость Людмила Ивановна. А в это время студенты ее выпускного курса из Славянского университета показывают капустник: на коляске вывозят «Иванову», и студентка, ее играющая, голосом Людмилы Ивановны отчитывает кого-то: «Это вам не надо, а детям надо!» Пародия — в десятку: и интонации ивановские, и фразочки ее. Студенты устраивают дефиле — на сцене важно расхаживают духи — таланта и танца, парочка амбиций (две надменные барышни с вызывающим видом), да пугливая зарплата в черном трико. «Пугливая, потому что я — маленькая», — объясняет она и жмется к Пушкину, который, по словам Ивановой, «все время с нами».

Тему войны не обошли — все-таки 22 июня. Людмила Ивановна рассказывает, что ее родной дядя освобождал «Освенцим» («А не американцы, как говорит Обама».) и разминировал берлинское метро, за что и получил звание генерала. А еще песня была одна... Когда пленных везли в вагонах, ее пел какой-то мальчик. И эта песня спасла людям жизнь. Охранник не выдержал, открыл дверь вагона и отпустил людей. Максим, выходи.

Вышел Максим Павлов, оказавшийся тенором из Минска, и так спел акапельно ту самую песню времен войны (как мать теряет дитя), что жутко стало.

Несколько номеров представляет сам театр — из новых работ, только выпущенных и тех, что Людмила Ивановна репетирует. Иванова-режиссер переписывает сказочные образы, нисколько не задумываясь о критике в свой адрес, ее цель — добро и справедливость. А ради таких высоких целей и бабушку в «Красной шапочке» можно сохранить и сделать ее ну прямо-таки веселой шансонеткой, а волка — перевоспитать.

— Волк вообще мой любимый персонаж, — комментирует она по ходу.

Буквально вылетает из кулис Авангард Леонтьев. Рассказывает всю правду про свою многолетнюю партнершу по «Современнику».

— Мила всегда была оч-чень активна (в выступлениях Авангард любит множить согласные), всегда профсоюзный лидер и партийный, кажется, тоже. «Шесть лет», — подтверждает Иванова.

— И вот что главное — никого она на собраниях не ругала, а только защ-щ-щищала. Мы с ней учились в институте марксизма-ленинизма. Я прочту для нее Наума Коржавина «Памяти Герцена».

И выдал замечательный стих с судьбоносным для России вопросом, на который так никто до сих пор не дал ответа: «Какая сука разбудила Ленина?»

И вот совсем неожиданно на сцену выезжает тот самый красивый мальчик в инвалидном кресле. Оказалось, он — победитель фестиваля юных талантов, который проводила Иванова в своем театре. Девятиклассник Максим с удивительно красивым баритоном поет из шаляпинского репертуара «Страдания». Голос сильный, окрас фантастический... Но что ждет его, какая судьба? Встретится ли ему на жизненном пути хотя бы еще одна чуткая к чужому таланту и боли душа кроме души Людмилы Ивановой?

Шикарный дуэт флейтистов, саксофонист с темой легендарной песни «Приходит время» и, наконец, Сергей Никитин, который поет этот самый гимн неистребимого оптимизма, который сочинил Валерий Миляев — физик и поэт, спутник жизни Людмилы Ивановой. А она и есть эталон этого самого оптимизма. Она — как лекарство «Эликсир Ивановой», который следует принимать, когда жизнь кажется беспросветной и ужасной, когда начинаешь хворать. В такие моменты я лично думаю про Людмилу Ивановну — хандру и болячки как рукой снимает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру