Марк Захаров увидел в проекте «Основ государственной культурной политики» следы борьбы

23 июня в Центре Мейерхольда обсуждают судьбоносный документ

Проект «Основ государственной культурной политики» не первый месяц бурно обсуждается в кулуарах, на «круглых столах» и страницах печатных СМИ. Оценки документа, который осенью (после всех обсуждений и доработок) должен подписать президент, звучат разные — от критических до восторженных. Накануне очередного обсуждения проекта в Театральном центре Мейерхольда «МК» связался с одним из его участников, худруком «Ленкома» Марком Захаровым.

23 июня в Центре Мейерхольда обсуждают судьбоносный документ
Марк Захаров

Марк Анатольевич не входит в состав рабочий группы, которой было поручено разработать проект, однако знаком с документом не понаслышке. Читал и первый вариант, где прозвучал тезис «Россия — не Европа», наделавший много шума. После появления этой «рабочей версии» проекта многие заговорили о готовящейся культурной самоизоляции страны, однако советник президента по культуре Владимир Толстой поспешил успокоить общественность, объяснив, что этот вариант случайно попал в распоряжение СМИ.

В новой версии проекта тезиса, вызвавшего бурю дискуссий, нет. Напротив, в вынесенном на обсуждение варианте, присутствует принцип о «понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры». Какие иные противоречивые моменты обнаружил в обсуждаемой концепции Марк Захаров, один из самых взвешенных людей театрального сообщества, — поинтересовался «МК».

— В целом этот документ меня устраивает, — заявил худрук «Ленкома». — Хотя в весенне-летние дни на нас сваливались угрозы от культурного руководства крайних, репрессивных мер. Но, кажется, обойдется все же без них. Хочу сказать о важном положении, больном и серьезном вопросе, который затрагивает документ. Культура по своей природе развивается путем создания новых художественных форм, нового содержания. В момент создания произведения его общественная оценка, как правило, противоречива. Даже ценность гениального произведения не очевидна в момент премьеры. Нужна пауза, чтобы выносить вердикт произведению: время дает возможность объективной оценки того или иного явления в искусстве. К счастью, угрозы, вроде тезиса «Россия — не Европа», и призывов бороться с произведениями, которые якобы наносят вред здоровью, ушли. При внимательном изучении — а я несколько раз прочитал документ — видны следы борьбы. Борьбы за более демократические, более разумные воззрения в сфере культуры. Думаю, Владимир Ильич Толстой сыграл определенную роль в том, чтобы убрать все крайности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру