Его даже не успели включить в каталог фестиваля. Было мало надежд, что картину успеют закончить в срок. А представлять ее пришла большая команда, какой не мог похвастать ни один другой конкурсный фильм. Возглавлял делегацию один из продюсеров фильма Владимир Меньшов.
Судя по тому, как проходила пресс-конференция, завершившаяся в одиннадцатом часу вечера, создавался фильм напряженно, в спорах между режиссером и продюсерами. Само место съемок определяло ситуацию. Не каждый день киноэкспедиция отправляется на север. Снимался «Белый ягель» в Ямало-Ненецком автономном округе.
Теперь режиссер Владимир Тумаев вспоминает: «Владимир Меньшов предложил сценарий, который мне сразу понравился. Я давно мечтал снять фильм на национальную тематику, хотел рассказать о народе, о котором мы мало знаем. Разве что анекдоты. За два года мы прошли большой путь. В самом начале было не видно берегов, а потом они появились. Мы хотели передать полное согласие ненцев, живущих в этих краях, с природой. Температуру минус 30-40 градусов мы быстро перестали замечать. Работали легко».
В ответ продюсер Александр Литвинов возразил: «Очень сложно работалось. В таких условиях снимать кино – это подвиг. Машины глохли от мороза, потребовались дополнительные расходы. Рядом с чумами пришлось строить декорации. Не думаю, что у нас будут последователи. Но этого хотел режиссер».
На фоне ослепительных снежных пейзажей, оленей, перемещающихся по бескрайней тундре, живут люди, в основном старики. Их детей забирают вертолеты и увозят в большую жизнь, чтобы они могли получить образование и … не вернуться в родные края. Выглядит все красиво, несмотря на драматизм жизни. Герои ходят в великолепных аутентичных костюмах, соблюдают традиции, едят сырое оленье мясо, обагряя кровью руки. При этом у них есть мобильные телефоны и интернет, они смотрят по телевизору свадьбу британского принца. Экзотики хоть отбавляй, но не всегда ей доверяешь. Слишком уж пряничным получился этот мир. Просто сказка под северным небом, которое иной раз в условиях декораций и использования компьютерной графики смотрится как кусок слюды. Сложное это дело поставить аутентичный фильм и восстановить культуру малых народов. Тут не угнаться за документалистами, уже успевшими зафиксировать эту реальность и «книгу тундры», честно рассказать о том, как народ спивается, а детей почти насильно отнимают, и все это по-настоящему, а не как в сказке.