Пресс-конференция, посвященная открытию биеннале, состоялась в Генштабе Эрмитажа, куда, кстати, недавно переехали знаменитый «Танец» Матисса, «Черный квадрат» Малевича и «Красный вагон» Кабакова. Первым слово взял директор музея-юбиляра (Эрмитажу исполняется 250 лет в этом году) Михаил Пиотровский.
- Для Эрмитажа это большое событие и часть нашего плана развития. Хочу сразу всем сообщить: мы провели консультацию с юристами и все, что представлено, не нарушает законов Российского государства, - заявил директор Эрмитажа, уже по привычке, опасаясь выпадов поборников религии или морали, которые последние годы так часто возмущались современным искусством.
Тем не менее, куратор основного проекта биеннале Каспер Кёниг назвал выставку «вызовом», а еще сказал, что эта «Манифеста без манифеста». Здесь стоит пояснить, что обычно фестиваль проводится в провинциальных городах. Бывала она в словенской Любляне, когда та только оправлялась от разрухи, в депрессивном бельгийском Генке и много где еще. Но цель была одна - принести искусство в город, не привыкший к шумным большим событиям, оживить его, привести туда людей, которые никогда бы не увидели город, если бы не фестиваль. В отношении Петербурга принципы «Манифесты» не работали с самого начала. Во-первых, потому что Северная столица популярнее среди иностранных туристов, чем Москва, и в дополнительной рекламе не нуждается. Во-вторых, потому что впервые проекты «Манифесты» не рассыпаны по городу, а по большей части сосредоточены в одном, главном музейном пространстве Петербурга - Эрмитаже. Голландцы, придумавшие фестиваль, все-таки решились на нестандартную «Манифесту», даже несмотря на политическое напряжение между Россией и Западным миром.
- Мы хотели оказаться, - призналась директор и основатель биеннале Хедвиг Фейн. -Перед нами стояла шекспировская дилемма: уехать или остаться, когда наше присутствие так необходимо. Биеннале проходит в особый момент для истории России. 20 лет назад мы придумали модель кочующей биеннале и это был исторический момент, когда Европа соединилась после «холодной войны». Но как сказала одна из участниц основного проекта художница Марлен Дюма: «Не все, с чем сталкиваешься, можно изменить, но если не сталкиваться, то ничего не изменится».
- Манифеста возникла, когда закончилась «холодная война», но сейчас, похоже, она снова началась, - печально добавил Каспер Кёниг.
Разрядил обстановку Михаил Пиотровский, напомнив собравшимся, что «Манифеста» - это не Олимпийские игры, где важно какие страны участвуют, а фестиваль, где участвуют художники, а не государства»