Смелость Юрия Александрова вызывает огромное уважение. И даже не потому, что он не испугался неких экстремистов, грозивших сорвать премьеру, а потому, что не убоялся оказаться «нерукопожатным» в среде нашей «либеральной интеллигенции», неистово вопящей в соцсетях об «аннексии Крыма». Более того, официальные лица города тоже не выразили особого энтузиазма в связи с готовящейся постановкой. Так что, вопреки мнению недоброжелателей, Александров решился на этот поступок на собственный страх и риск, в том числе и финансовый. Не было заказа, не было бюджета — люди театра выложили на проект деньги из собственных карманов, а сбор от каждого сыгранного спектакля поступит в фонд беженцев с Украины.
Часовое представление, которое автор назвал «оперой-митинг», конечно же, в первую очередь следует считать гражданской акцией. Но, к неожиданной радости, оно оказалось художественно целостным, впечатляющим и очень качественным. Музыка советского композитора Мариана Коваля, написанная в 40-е годы (опера «Севастопольцы» получила в свое время Сталинскую премию), продолжает традиции русской музыки XIX века, но не является ни примитивом, ни плагиатом, ни эпигонством. Широкий мелодизм, опора на диатонику, кантиленность сочетаются с вполне актуальными для середины ХХ века композиторскими приемами, полифонией, сложными гармониями, расширенным понятием тональности. Одним словом, вполне себе достойная музыка в духе Мясковского, Асафьева, Хренникова, Свиридова и других советских традиционалистов.
Александров выбрал лучшие и наиболее выразительные номера из партитуры и объединил их скорректированной сюжетной канвой, добавив к изначальной военной истории («Севастопольцы» Коваля — об обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны) тему Крымской войны XIX века и, разумеется, сегодняшнюю ситуацию на Украине. Параллели смелые, что и говорить, и когда в сцене, где детский хор молит о спасении, маленькая девочка задает вопросы залу: возможно ли, чтобы в наше время под пулями гибли дети (эту роль играет замечательная юная Евдокия Малевская)? — сдержать слезы очень непросто. Персонажи оперы — обобщенные образы, почти плакатные типажи: Русская девушка (Елена Тихонова), Воин (Сергей Калинов), Мать (Елена Еремеева); режиссерские приемы также плакатны и укрупнены. Здесь не нужны детали: жанр митинга требует однозначности и ясности идеи. И в этой бескомпромиссности высказывания — тоже невероятная смелость художника, презревшего усмешки высокомерных снобов.
Публика восприняла спектакль абсолютно адекватно: в конце зал поднялся и стал подпевать артистам, исполнившим классную, незаслуженно забытую песню Мурадели «Севастополь», которую Александров выбрал для патетического финала. Оказывается, в наши дни, когда в художественной практике доминируют цинизм, стеб и тотальный прикол, можно не бояться быть серьезным, патриотичным, воодушевленным. В том числе с искренним трепетом подойти и пожать руки двум очень и очень немолодым адмиралам Черноморского флота, которые были почетными гостями на спектакле.
Какова будет судьба оперного «Крыма»? Александров более всего хотел бы как можно скорее снять его с репертуара за его неактуальность. Но, увы, пока для этого нет никаких предпосылок. И режиссер не видит для себя возможности замалчивать эту тему: он считает Крым — нашим, своим, имеющим полное право на собственный выбор. И заявляет об этом не как политик, а как художник.