В Москве открылась выставка студии художников МВД

В филиале Московского музея современного искусства, что на Гоголевском бульваре, впервые покажут коллекцию единственной художественной студии, которая входит в состав МВД России

15.07.2014 в 17:54, просмотров: 3156

Студия, созданная в 1969 году (в 1993 ей присвоили имя Василия Верещагина), укомплектована профессиональными художниками, чьи картины рассказывают о самых разных аспектах службы органов внутренних дел.

В Москве открылась выставка студии художников МВД
фото: Никита Карцев

Всего на счету фонда Студии имени Верещагина — более двух тысяч работ. Среди них: живопись, графика, станковая и монументальная скульптура и даже декоративно-прикладное искусство. На двух этажах музея расположилась лишь малая часть — то, что хранилось в запасниках. Основная коллекция рассредоточена по ведомственным учреждениям по всей стране. Картины эти тоже выполняют важное служебное задание — поднимают боевой и эстетический дух сотрудников органов внутренних дел. С этой целью на базе фонда худстудии в разных подразделениях МВД созданы музеи и картинные галереи по всей стране, экспонаты которых до недавнего времени были доступны только для сотрудников органов.

Куратор выставки, искусствовед Анастасия Лиховцева постаралась сделать экспозицию максимально разнообразной. Работы разделены тематически, по технике и по периодам. Мирных сюжетов почти нет. Лиричных тоже. Основной упор — на силу, неприступность, торжество справедливости и патриотизм. Маслом на холсте запечатлена работа криминалистов, облава в бильярдной, сцена допроса у следователя, штурм высотки во время проведения антитеррористической операции. Отдельный пласт — операции в «горячих точках». На втором этаже музея отвели отдельное место для серии картин под общим названием «Буденновск». 

Изображенные сотрудники, как правило, — реальные люди, написанные с натуры. Но каждый художник пытается уйти от протокольного стиля, находя свой ракурс и манеру изложения. Здесь попадаются философские сюжеты, вроде картины Ю.А. Орлова «Ровесники. Свет и тьма». На ней двое мужчин — один задирает руки вверх так, что на землю сыпятся игральные карты (тьма). Второй, в камуфляже и маске на лице, наставляет на него дуло автомата (свет). Есть и педагогические, вроде «Посвящения в суворовцы» А.А. Шумейко. Отдельно стоят плакаты, призывающие не гнать на дороге, не использовать наркотики и бороться с террором. Плакаты яркие, наследующие богатые советские традиции. Названия соответствующие: «Нет — терроризму», «На страже правопорядка», «Безопасность на дороге». Рядом — цветная литография с красным Фрунзе в центре композиции. Из современных картин — пожар Останкинской телебашни или, например, «Будни транспортной полиции» В.Ю. Желвакова. Карандашный рисунок лихого полета на полицейском вертолете над центром Москвы, со свисающими с двух сторон полностью укомплектованными оперативниками. Такой кадр не отказался бы вставить в фильм ни один режиссер остросюжетного боевика. В той же, черно-белой манере выполнен триптих В.А. Мокрушина «Россия», вдохновленный событиями 1993 года в Москве: плотный ряд бойцов в касках, с щитами и дубинками наперевес. Среди бряцания оружия случайно затерялся один пейзаж: вид на Кремль, из-за ярких красок блестящий словно сахарный.

Выставка открылась в эту среду и проработает до 7 сентября.