Российский ужастик об интернет-насилии вызвал ажиотаж на фестивале в Монреале

Бекмамбетов вселил в компьютер злых духов

06.08.2014 в 16:47, просмотров: 4846

Писатели давно уже додумались написать роман, состоящий из одних только SMS-переписок. А у Тимура Бекмамбетова появилась идея фильма, действие которого полностью происходит на мониторе компьютера. Идею он подарил давнему другу и коллеге Лео Габриадзе. Для ее реализации они выбрали один из самых смелых жанров. Cybernatural — это хоррор об интернет-насилии, причем разыгранный всего шестью актерами, которые в режиме реального времени все 80 минут говорят друг с другом по Скайпу.

Российский ужастик об интернет-насилии вызвал ажиотаж на фестивале в Монреале
Так выглядит фильм, снятый при помощи Скайпа.

Фильм вызвал настоящий ажиотаж на фестивале жанрового кино «Фантазия», прошедшем недавно в Монреале. Организаторам даже пришлось устраивать дополнительный показ.

— Последние лет десять я все больше погружаюсь в виртуальный мир и большую часть времени общаюсь с людьми не физически, а по Скайпу или электронной почте, — рассказывает Тимур Бекмамбетов. — В компьютере работаю, дружу, узнаю что-то новое — словом, вся моя жизнь проходит на экране монитора. И через какое-то время стало понятно, что нет другого настолько интересного, увлекательного и близкого мне пространства, как это.

Бекмамбетов и сейчас находится в Америке, в то время как Лео Габриадзе (сын Резо Габриадзе, в 17 лет сыгравший Скрипача у Данелии в «Кин-дза-дза!») спасается от московской жары в грузинской деревне. Между собой они, как и герои фильма, общаются по Скайпу. Вот и мне, чтобы записать это интервью, не обязательно никуда лететь. Достаточно подключить ноутбук к Wi-Fi.

— Cybernautural — первый полнометражный фильм, действие которого полностью происходит на десктопе, то есть рабочем столе вашего ноутбука, — говорит Лео. — Для этого мы пользовались технологией screen capture — видеозахватом всего, что происходит на мониторе. Весь фильм построен на вашем самом интимном мире. Десктоп — как зеркало души. Хранит все ваши секреты. Не только то, что вы говорите, но и что думаете на самом деле. Например, сейчас вы позвонили мне по Скайпу и в соседнем окне написали редактору: «Беру интервью у Габриадзе — ну какой же он дурак!» А мне в этот же самый момент говорите: «Да-да, как интересно!» Благодаря этим технологиям можно вести двойную, тройную игру. Плюс мышка — еще один самостоятельный герой. Как продолжение твоего пальца. То, как ты ею водишь, тоже рассказывает о твоих чувствах: ты нервничаешь, нерешителен или, наоборот, уверен.

— Так, я уже жду, когда же начнется хоррор.

— Мы, человечество, придумали себе новую грань общения — Интернет. И в нем, как в реальной жизни, обустроились магазинами, ресторанами. Полностью воспроизвели в Сети модель обычной жизни. Населили его политикой, религией, суевериями. В том числе и таким явлением, как bulling. По-грузински это слово звучит как «обижник». То есть тот, кто всех обижает в школе. Я в армии служил, в школе советской учился и много чего такого видел. Мы же снимали фильм про киберфеномен этого буллинга. Хотели понять, как он изменился, усилился с приходом Интернета. Одна из героинь фильма застрелилась. Ее обидели анонимно — и задели настолько, что она взяла и убила себя. А таких случаев в Америке и Европе очень много. Год спустя шесть ее друзей случайно позвонили друг другу в один и тот же день. Они болтают как ни в чем не бывало, и вдруг в групповой чат прорывается некое существо, которое утверждает, что оно — та самая девушка.

— Я знаю, что вы делали прошлым летом.

— Здесь есть несколько интересных моментов. В нашем детстве, чтобы стать обижником, надо было быть достаточно сильным и смелым. Нужно было сперва себя хорошо убедить, чтобы пойти и дать кому-то по морде. А что-то написать в Интернете может любой. Второе — в момент оскорбления раньше вас могло быть двое, ну, или еще небольшая компания друзей. Сейчас свидетелей подобного происшествия может быть сколько угодно, хоть весь мир. Третье — как устроена человеческая память? Она работает так, чтобы стирать все плохое, что с нами было. А Интернет такая штука, которая ничего не забывает. Мало того, что все знакомые, весь твой круг общения узнает, что тебя унизили. Так это еще и навсегда останется с тобой. В детстве был шанс поменять школу, уехать в другой район. А теперь никуда не убежишь. И последнее: стоит один раз ступить на этот путь — и пошло-поехало. Тебя гнобят, ты гнобишь. Это нескончаемая дорожка, которая ведет вниз.

— Кино идет 80 минут, и при этом актеры разыгрывают весь фильм в режиме реального времени.

— Этому предшествовал большой подготовительный период. Нужно было подружить коллектив до того, как начать снимать. Нам повезло, что на это время пришлось пять дней рождения. А это значит: напивания, обнимания, поцелуи. Между актерами начинают завязываться какие-то отношения, а мы все репетируем и репетируем. Это помогло им нацепить на персонажей свои характеры, а нам — подогнать персонажей под актеров. Чтобы на экране создавалось полное ощущение, что они давно друг друга знают. Когда все отрепетировали, в первый съемочный день прогнали весь фильм на одном дыхании. Пришли домой, посмотрели кино, сказали: а давай вот это поправим. И так до тех пор, пока все не сложилось.

Я кому ни скажу, что снял фильм на десктопе с помощью Скайпа, у всех в глазах появляется скука. Читаю по лицам: «Боже, я его друг, и мне придется это смотреть!» Было очень сложно объяснить, зачем это надо смотреть. Мучились страшно с трейлером, ничего не получалось. Хотя еще не было фильма, снятого специально для просмотра на компьютере. Если вы включите Cybernatural на ноутбуке, будет полное ощущение, что это происходит прямо у вас на рабочем столе. Все того же размера, как у вас на экране: папки, иконки программ. Будто ваш компьютер захватили злые духи.

Недавно я был в Монреале на фестивале, где прошла премьера фильма. А я страшно всего этого боюсь. Поехали в Канаду, сердце в носках. Но оказалось, что зритель все понял. Более того, выходил из зала с чувством пережитого сюрприза, как бывает, когда ты получил больше, чем ожидал.