Анатолий Кролл: «Киномузыка превратилась в обои»

Мэтр жанра объяснил «МК», почему с джазом не сыскать популярности…

10.08.2014 в 19:27, просмотров: 2045

Гуру российского джаза Анатолий Ошерович Кролл, автор музыки к фильмам «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» режиссера Карена Шахназарова и многим другим народно любимым картинам, несмотря на почтенный возраст, в своем мироощущении, кажется, до сих пор романтичный юноша. На сцене фестиваля «Наш Джаз», прошедшего в Коктебеле, о котором «МК» подробно рассказал в пятничном MegaБите, свежей и нестандартной программой он доказал, что может дать фору любому молодому джазмену. Именная звезда на «Площади Звезд» в Москве, орден «За заслуги перед Отечеством», звание заслуженного деятеля искусств РФ и другие регалии, по достоинству приобретенные за годы славного пути, видимо, только вдохновляют г-на Кролла на новые свершения, интересные публике разных возрастов. «МК» поговорил с мэтром о современной джазовой аудитории, демократичности и узнал, почему сегодня музыка в кино стала просто картинкой.

Анатолий Кролл: «Киномузыка превратилась в обои»
Фото: Анастасия Рубина

— Может ли в наше время вокалист джазового бенда стать таким же популярным, как в свои годы Лариса Долина или Юрий Антонов в составе вашего оркестра?

— Джазовая музыка не предназначена для массовой популярности. У нее достаточно большое количество поклонников, но это особая сфера. Исполнители поп-музыки занимают другую нишу. И это не значит, что одно нужно противопоставлять другому. Джаз очень демократичен и может трансформироваться в разные формы. Иногда могут возникать такие, которые чем-то похожи на эстрадную музыку, в других случаях мы слышим более серьезный и «ответственный» по своим интонациям и содержанию джаз. Некоторые совмещают его с другими направлениями, например, как Ларочка Долина с эстрадной музыкой. Но если говорить о жанре в чистом виде, я не знаю ни одного исполнителя, который был бы массово популярен. И начиная заниматься джазом, молодые музыканты должны быть готовы к тому, что у них, конечно, будет своя аудитория, но она никогда не будет очень широкой. Фестиваль — другое дело. Здесь сама среда располагает к тому, чтобы тебя услышало большее количество зрителей. Но сознательно думать «я хочу петь так, чтобы меня знали и любили все» — неправильно. Если есть такие мысли, надо заниматься развлекательной музыкой.

— А где границы джазовой демократичности? Есть мнение, что все-таки это жанр, закованный в рамки жестких канонов...

— Это абсолютно не так. То, как будут воспринимать твою музыку, во многом зависит от артистизма. Но главное, чтобы игра не была профанацией, бессмысленным набором звуков. Иногда исполнители оригинальничают ради оригинальности, выдают необычность музицирования за творчество, не обладая профессионализмом и базовыми знаниями. Нужно иметь образование и талант, чудачества быть не должно. Джазовая музыка, какой бы она ни была, все равно должна иметь свое русло.

— Вы готовили к фестивалю специальную программу?

— У нас, слава богу, немаленький репертуар, поэтому мы подбирали вещи из него, ориентируясь и на технические условия, и на особенности места. Одно дело, когда люди слушают композиции в атмосфере концертного зала, совсем другое — на свежем воздухе, на берегу моря. Мы не хотели, чтобы гости чувствовали какую-то стесненность. Но мы не упустили ничего ценного из того, что, на наш взгляд, есть в нашем багаже, ничего не упрощали. Мне кажется, публика все поняла. Наши опасения, что она может не воспринять какие-то вещи, не оправдались.

— Джазовая музыка востребована в современном кинематографе?

— Ее становится до обидного мало. Меня очень беспокоит то, что сейчас происходит с музыкальным сопровождением кинофильмов. Недавно вся наша гильдия кинокомпозиторов России обратилась с официальным письмом в Союз кинематографистов по поводу катастрофического снижения профессионального уровня тех людей, которые сегодня пишут музыку к фильмам. Это очень важное интонационное средство для распределения смысловых акцентов в картине, поэтому у тех, кто ее создает, должна быть определенная степень образованности и мастерства. А сегодня музыка в кино, как правило, носит иллюстративный характер, как обои в квартире, которые вы не замечаете. Дошло до смешного, в газете можно увидеть объявление: «Имею синтезатор, могу написать музыку к фильму». Это так же неприемлемо, как существование режиссеров, которые стали снимать кино от нечего делать. Композиции нужно учиться так же, как и режиссуре.