Охлобыстин отказался стать режиссером, испугавшись инфаркта

«Окно в Европу» : астраханским пацанам сшили в Минске 600 пар обуви

11.08.2014 в 15:06, просмотров: 36879

Судьба многих картин, представленных на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, иной раз интереснее, чем они сами. Наши кинематографисты легких путей не ищут.

Охлобыстин отказался стать режиссером, испугавшись инфаркта
Кадр из фильма "Пацаны"

«Пассажир из Сан-Франциско» стал для Анатолия Бальчева настоящей авантюрой. Сам он композитор, снимал спортивные фильмы, а в итоге пришел к солидному заказу таможенного комитета, которому, как выясняется, необходимы имиджевые проекты, прославляющие его деятельность. До того, как дебютировать в игровом кино Анатолий Бальчев снял документальный фильм «Территория таможни». Так что на этой территории он не совсем новичок. Новое начинание поддержал Госнаркоконтроль. Снимался «Пассажир из Сан-Франциско» с невероятными трудностями, несмотря на то, что таможня дала добро. Актрисе Эльвире Болговой долго не давали визу в США. Режиссер всячески скрывал, что опирается на рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», чтобы не спугнуть заказчика. А затем полетели головы, и одних начальников таможни поменяли на других. Все застопорилось, финансирование прекратилось. Новые руководители не поддержали инициативу прежних. Пришлось спасать проект собственными силами. Результат оказался скромным.

Режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров прилетел в Выборг на вертолете прямо со съемок фильма «А зори здесь тихие», который снимает в лесах Карелии. Это была единственная возможность попасть на фестиваль и представить там фильм «Пацаны». Приземлились с актерами на стадионе, поучаствовали в премьере и назад.

Сама история создания «Пацанов» впечатляет. Зачем их создателям надо было брать это название, когда еще жив в памяти знаменитый одноименный фильм Динары Асановой? Оказалось, все это не более, чем маркетинговый ход. Картина Давлетьярова называлась «Однажды», но прокатчики предложили переименовать ее в «Пацанов». Ренат уверен, что мы переоцениваем знания массового зрителя и ссылался на молодых актрис, снимающиеся у него в фильме «А зори здесь тихие». Они посмотрели одноименный фильм Станислава Ростоцкого и прочитали книгу Бориса Васильева только перед тем, как пришли на пробы. Но история кино существует, и есть еще на свете просвещенные люди. Максим Воронков, представивший в Выборге римейк «Кавказской пленницы», тоже доказывал, что никто из молодых зрителей одноименного фильма Леонида Гайдая не видел. И в этом нет ничего страшного, теперь они получат новую версию. История «Пацанов» Давлетьярова на этом не заканчивается. Смотреть его «Пацанов» и понимаешь, что все это уже было у ныне здравствующего режиссера Дмитрия Месхиева в фильме «Американка» 1997 года. Ренат Давлетьяров читает закадровый текст, подробно пересказывающий все то, что происходит, так что на экран можно не смотреть. А потом нас убеждает в том, что это самый идеальный сценарий, который когда-либо ему доводилось читать. Написан он Юрием Коротковым, по нему и снята «Американка». Но Давлетьяров использовал его вновь, изъял только одну сцену в церкви. Изначально сценарий предназначался для Ивана Охлобыстина. Но тот решил, что режиссура – это путь к инфаркту, и отказался от проекта. Ренат не растерялся, купил сценарий, но в тот момент сам снять фильм не мог, поскольку только-только пришел к руководству Московским кинофестивалем. И когда Дмитрий Месхиев предложил свою кандидатуру, согласился. А теперь говорит, что той, первой картине не хватило финансирования для полноценного воссоздания советской эпохи 70-х. Уже на новом проекте понадобилось сшить 600 пар обуви в Минске, не говоря о многом другом. Что-то совпало с собственной биографией режиссера. В детстве Ренат каждое лето проводил в Астрахани, и теперь поехал снимать именно туда. Так что личное во всей этой истории есть, хотя он убежден в том, что повод для съемок – всегда сценарий, а не то, что «кольнуло из детства».

Исполнителя главной роли Юрия Дейнекина нашли в Академии внешней торговли. Сбили парня с толку, заразили кино, и теперь он стал студентом ВГИКа, про экономическую специальность забыл, смело критикует фильм Месхиева, который шедевром не был, но с «Пацанами» может потягаться. Наши режиссеры завязли в попытках воскресить советскую эпоху, делают это очень театрально, зачастую в духе квасного патриотизма. В «Пацанах» возникают как тени герои «Неуловимых мстителей», которых зал приветствует в едином порыве. Так что «Пацаны» - вполне патриотический продукт.

Польскому классику Кшиштофу Занусси пора как Депардье дать российское гражданство, поскольку он проводит в России много времени. Был на ММКФ, на фестивале в Иркутске, а теперь посетил Выборг. Он представил свой новый итало-польско-российский проект «Инородное тело». На него уже обрушились феменистки. Понять их можно. Деловые дамы сомнительное сексуальной ориентации ориентации симпатий не вызывают. Мало понятно, чем они вообще занимаются. Бьются за какой-то тендер, совращают несчастных итальянцев, чтобы завладеть содержимым их компьютеров, а потом едут в Россию, И тут уж начинается нечто. Добропорядочный итальянец, ватиканская миссия которого остается неразгаданной, работает с ними в Польше, потом попадает в нашу тюрьму. Проходит там все муки ада и только, благодаря звонку влиятельного поляка, а по совместительству отца его возлюбленной, нашедшей счастье в монастыре, выходит на свободу. Его окружают малосимпатичные русские персонажи, причем, не только уголовники, но и бизнес-леди. Зачем Занусси понадобилась Чулпан Хаматова для проходной и маловыразительной роли и уж тем более Михаил Ефремов в роли ее маловразумительного сподвижника - загадка. Любопытно, что денег на окончание проекта у Занусси не было. Опять же нашлись наши состоятельные соотечественники, профинансировавшие проект. А кое-кто из них даже сыграл небольшую роль в картине, кстати, неплохо.

Пока что наибольший энтузиазм у выборгских зрителей вызвал дебютный малобюджетный фильм «Пациенты» ученицы Владимира Меньшова Эллы Омельченко. Он о том, как странно встретились поп и психоаналитик, поломали друг другу жизни. Смешной и остроумный текст, занятные актерские работы, особенно у Тимофея Трибунцева, никаких постановочных изысков, а смотреть приятно.