Шагал по Москве, пришел в Венецию

Георгий Данелия: «Когда Хрущев сказал, что именно такое кино и надо снимать, коллеги меня возненавидели»

27 августа открывается 71-й Венецианский кинофестиваль. Россия представлена в его основном конкурсе фильмом «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Его премьера состоится в предпоследний фестивальный день — 5 сентября. А днем раньше пройдет показ оцифрованной версии «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии в программе «Венецианская классика».

Георгий Данелия: «Когда Хрущев сказал, что именно такое кино и надо снимать, коллеги меня возненавидели»
«Я шагаю по Москве»: Никита Михалков и Евгений Стеблов (в парике!)

Этой секции всего третий год. Участвуют в ней восстановленные классические ленты лучших режиссеров мира. Программа эта конкурсная, и оценит ее жюри, состоящее из студентов итальянских кинофакультетов. Помимо фильма Данелии здесь представлены: «Китай близко» Марко Беллоккьо (призер Венеции 1967 года), «Аудиенция» Марко Феррери (1972), «Необычный день» Этторе Скола (1977) и «Без конца» Кшиштофа Кесьлевского (1984). Год назад Россию в этой программе представлял «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Почему на этот раз выбрали фильм Данелии, а не какой-то другой?

Официальный отборщик российских фильмов Венецианского кинофестиваля Петр Шепотинник считает, что «Я шагаю по Москве», возможно, самый европейский фильм того времени, ничего подобного тогда не было. На рассмотрение дирекции Венецианского фестиваля был представлен большой список картин. Но его руководитель Альберто Барбера — а он знаток российского кино — выбрал именно «Я шагаю по Москве», сказав: «Хочу показать молодежи именно его».

Сам Георгий Данелия рад предстоящему событию: «Приятно, что будет показ в Венеции. Жаль, что меня там не будет. Больше 50 лет картина шагает по экранам. Меня молодежь в России знает по этому фильму. Когда я решил его снимать, мне говорили: «У вас же ничего не происходит. Покажите фильм с конфликтами, проблемами». Но я уже снимал про колхоз и моряков и сказал, что хочу теперь про Москву. Я здесь вырос, здесь встретил свою первую любовь, дежурил на крыше во время войны. В итоге нам разрешили снимать. А когда Хрущев сказал, что именно такое кино и надо снимать, коллеги меня возненавидели. Я очень люблю этот фильм. Любой свой другой мог бы переснять, а этот — нет».

Евгений Стеблов, сыгравший в «Я шагаю по Москве» свою первую главную роль, вспоминает: «Мы делали картину легко, практически с одного дубля. Правда, сцену телефонного разговора Данелия решил переснять. Зритель не замечает, но я там подхожу к аппарату со своими волосами, а выхожу в парике, потому что снимали мы с перерывом, и я был пострижен наголо. Это одна из первых импрессионистических картин, фильм-настроение. Теперь его трактуют как ощущение хрущевской оттепели. Ушлый Никита Михалков еще тогда сказал: «А картина-то у нас будет фестивальная». Для меня она стала промыслом божьим. А ведь впервые увидев меня, Данелия сказал: «Этого не надо». Но из жалости ассистент по актерам решила сделать мою пробу в костюме жениха. И это все решило. Хотя уже был утвержден на роль другой артист. Его даже побрили налысо. Я не знаю его имени. Данелия не говорит. А популярность фильм набрал не сразу. Это потом уже президента Никсона встречали под музыку Андрея Петрова в маршеобразном переложении. А пьяные запели песню из «Я шагаю по Москве» в электричках».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру