Советская душа норвежских "Битлов"

Как Лив Ульман пела песню в прямом эфире

В норвежском городе Хаугесунд завершился очередной международный кинофестиваль. Лучшим фильмом норвежские критики назвали «Отрочество» Ричарда Линклейтера. Уникальный художественный эксперимент заслуженного американского режиссера, который он проводил в течение двенадцати лет, за что и был награжден ранее персональной наградой на Берлинале, где состоялась мировая премьера картины. Но кино — далеко не главное, что можно было увидеть в этом заповедном уголке Норвегии. Гораздо удивительнее было наблюдать, насколько, несмотря на продовольственные санкции и заметную разницу в темпераменте, между русскими и норвежцами поразительно много общего.

Как Лив Ульман пела песню в прямом эфире
Кадр из фильма "Битлы"

Норвегия, как ни крути, не входит в число кинодержав. Ей не хватает хватки своих соседей по Северной Европе с куда более сильно развитой киноиндустрией. Здесь нет такого влиятельного фестиваля, как в Гетеборге. И не живут режиссеры уровня Ларса фон Триера. Фестиваль в Хаугесунде носит статус международного, но где это видано, чтобы международный кинофестиваль посетило пять иностранных журналистов? Разве что в российской провинции. Проблемы норвежского кино в целом нам тоже очень знакомы. С одной стороны, при населении в пять миллионов человек местные кинотеатры продают двенадцать миллионов билетов в год. Показатель более чем здоровой индустрии. С другой стороны — даже самые успешные норвежские фильмы не способны себя окупить в прокате. Частный бизнес проблемами культуры озабочен весьма поверхностно, а это значит, что, как и российское, норвежское кино полностью зависит от поддержки государства.

По традиции фестиваль предваряет вручение норвежской национальной кинопремии, которая носит имя одной из легендарных жительниц Хаугесунда, Аманды. Лучшим фильмом назвали драму «Тысяча раз спокойной ночи», в которой на помощь норвежскому кино пришла Жюльетт Бинош, сыгравшая роль военного фотографа. Лучшим иностранным фильмом ожидаемо стала «Великая красота» Паоло Соррентино, до этого получившая «Оскар» и премию Европейской киноакадемии. Остальные значимые награды, включая приз за лучшую женскую роль и режиссуру достались драме «Слепая» — одному из редких международных успехов норвежского кино. Фильм был представлен сразу в Сандэнсе и на Берлинале, и на обоих фестивалях получил призы. Одну из почетных наград за вклад вручала Лив Ульман — настоящая легенда норвежского кино. Известная не только как одна из любимых актрис Ингмара Бергмана, но и как интересный, разноплановый режиссер. Ее новый фильм — костюмная мелодрама «Мисс Джулия» с Джессикой Честейн в главной роли, снятая постоянным оператором Андрея Звягинцева Михаилом Кричманом, — сразу после презентации в Хаугесунде отправится прямиком в Торонто. Исполнив свои организаторские функции, Ульман затянула песню на норвежском прямо на сцене. Песню тут же подхватили ее коллеги, а зал, который к тому моменту уже десять минут как стоял на ногах, воодушевленно закачался в такт музыке. Не выпуская бокалы с вином, с которым здесь беспрепятственно пускают в зал, отчего все происходящее превращается чуть ли не в семейный праздник. Что не мешало вести прямую трансляцию церемонии по одному из главных норвежских каналов.

По причине все той же телетрансляции, выступление каждого человека ограничено минутой. Но вместо того, чтобы обрывать лауреатов на полуслове, музыканты, сидящие в глубине сцены, в определенный момент начинают тихо играть, постепенно увеличивая громкость. Пока забывшийся человек на сцене не вспомнит о регламенте и с улыбкой вернется в зал. Это вроде бы маленькая, но важная для этих мест деталь. Фестиваль в Хаугесунде — не столько соревнование (официального конкурса здесь нет вовсе, как нет жюри), сколько место встречи. Причем место встречи сугубо для своих. Попытка понять норвежцев свое место в мировом контексте — и мирового контекста в повседневной жизни норвежцев. Отсюда всеядность главной программы. Здесь и комедия от создателя «Железного человека» Джона Фавро о поваре на колесах «Шеф». И вариация на ту же тему «Пряности и радости» — снятая шведом Лассе Халльстремом история семьи индийских мигрантов в Провансе, которая вступает в конкуренцию с рестораном высокой кухни, возглавляемом героиней Хелен Миррен. Были здесь и более серьезные фильмы — вроде британской драмы «71» о конфликте 1971 года в Северной Ирландии.

Но самое теплое впечатление все равно оставил фильм «Битлы», выбранный для открытия. Потенциальный прокатный хит, снятый датчанином Петером Флинтом. История четверки друзей из Осло, которая в конце 60-х годов безумно зафанатела от «Битлов». Фильм яркий, с большим количеством музыки. Но это внешне, а внутри: родители, грозящие детям наказанием, если они не возьмутся за ум, забросят гитару и наконец-то постригутся. Импортный винил, который невозможно достать в магазине — только от папы-моряка, вернувшегося из очередного круиза. Но главное — интонация. Это как если бы скрестили «Стиляг» Валерия Тодоровского с одним из главных норвежских бестселлеров — «Наивно. Супер» Эрланда Лу. В этом неожиданном пересечении и скрывается главное откровение. Улицы Осло, может, и выглядят чуть опрятнее московских, а на глаза попадается чуть больше блондинов, но в остальном у норвежских «Битлов» оказался на удивление приятный, тот самый вкус.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру