Стёб и анекдот – лучшие друзья молодых режиссеров

Сергей Сельянов: «Нужно победить пиратов, чтобы деньги не уходили по карманам всякого ворья. Некоторые наши сайты - воровской притон»

28.08.2014 в 18:08, просмотров: 3139

В Калининграде прошел II Фестиваль короткометражного кино «Короче». Председатель жюри - продюсер Игорь Толстунов - прежде чем назвать имена победителей, заметил, что главное его ощущение - концентрация молодой энергии, которая заряжает.

Стёб и анекдот – лучшие друзья молодых режиссеров
фото: Александр Корнющенко

Калининград называют городом Канта (здесь, в бывшем Кенигсберге, жил и похоронен выдающийся немецкий философ) и Вуди Аллена. Оригинальный памятник последнему установили в кинотеатре, где проходил фестиваль: очки на стене, без которых трудно себе представить этого режиссера. Говорят, он лично одобрил эскиз памятника, созданного по инициативе калининградцев. Отношение к городу он имеет весьма забавное: настоящая фамилия Аллена – Конигсберг.

Открывая «Короче», его президент – продюсер Сергей Сельянов, заметил, что этот фестиваль – лучшее, что с ним произошло за последнее время. Звучит, с одной стороны, безнадежно, а с другой - поднимает «Короче» на определенную высоту. Кто-кто, а уж Сельянов знает толк в том, что является в кино стоящим. Как президент он сразу задал формат: «Нам важно, чтобы здесь были представлены режиссеры, которые хотят делать фильмы для зрителя». Соответственно выстроилась и программа, состоявшая исключительно из игровых короткометражек и анимации. Документальные работы проигнорировали. Видимо, они не для зрителя или просто не входят в круг интересов идеологов фестиваля. 29 режиссеров боролись за приз в 500 тысяч рублей. Сумма для многих колоссальная и необходимая, учитывая тот факт, что часто молодые вынуждены снимать за свой счет и на самые скромные средства. Выбора нет. Иначе не будет вообще ничего.

Сергей Сельянов так охарактеризовал состояние дел в отрасли: «Надо производить не 80 фильмов в год, а 150. А для этого нужны качественные режиссеры, сценаристы, артисты. Где их взять? Образовывать. Нужно производить больше крупнобюджетных фильмов. Кино для детей – самое дорогое в мире. «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер» - все это фильмы для детей. Ребенок, который с семи лет смотрит кино, будет и дальше его смотреть, став взрослым. Большие бюджеты трудно собирать, как и возвращать затраченные средства. В крупнобюджетных проектах – свои секреты мастерства. Здесь нужны люди особых профессий – для постройки декораций и прочего. Делать большой фильм после маленького – все равно, что пересесть с машины на боевой истребитель, как верно заметил однажды Сергей Бодров-старший. Нужно еще победить пиратов, чтобы деньги не уходили по карманам всякого ворья. У пиратов сильное лобби в лице айтишников. Некоторые наши сайты - воровской притон. Но скоро Google, работающий легально, захватит весь рынок. А пока что происходит? Запретили что-то и думают, что спасли отечественное кино. Пошли на радостях в буфет. Простые решения – не выход. Диалог с властью существует. Я считаю своим долгом тратить на него время. Но все процессы двигаются ни шатко, ни валко. Кто-то всегда выступает против».

Лучшим фильмом, по мнению жюри, стала «Проверка» ученицы Вадима Абдрашитова Галы Сухановой. Сама она на призы не рассчитывала, понимая, что у нее неформатный фильм. Просто он укладывался в заданное время – 15 минут. Хотя «Проверка» - вполне зрительский продукт и сделана профессионально и уверенно. В отличие от своих коллег, режиссер умеет работать с актерами. К тому же, прекрасно справилась с главной героиней – маленькой девочкой. Сама история не так уж и оригинальна: сотрудники органов опеки решают судьбу ребенка, лишить его пьющую и безработную мать родительских прав или нет. Все на уровне конкретной бытовой ситуации, как и во многих других картинах.

Среди увиденных лент есть, конечно, - фантастические, из серии «нарочно не придумаешь». «День матери» рассказывает о семье, где растут два сына. Мать прикована к инвалидной коляске. Братья заботятся о ней, вывозят погулять, дарят цветы. Потом один из них исчезает. И вот мы уже видим его целующимся в арке с таким же молоденьким парнем. Мать становится свидетельницей этой дивной сцены. Потом налетают парни в масках, эдакие борцы с геями, начинают их избивать. Достанется и несчастной мамаше. Все поверхностно и не рождает ни капли сочувствия и сострадания ни к одному из героев. Однако «День матери» успешно перемещается с фестиваля на фестиваль.

Еще один сюжет, воплощенный совсем уж доморощенным образом, о том, как некий Вартан попал в аварию и лишился своего мужского достоинства. Через посредника он собирает лучших друзей и сообщает им, что ему необходимо пять сантиметров губчатого тела. Но расстаться с самыми дорогими клетками готов не каждый. Картина самодеятельная, но хотя бы оригинальная. Взяли ее даже не ради расширения географии (сделана она в Сибири), а для того, чтобы открыть шлюзы, запустить новых людей. Авось появится что-то неожиданное и талантливое.

Важно и правильно, что наряду с российскими картинами в конкурсе участвуют зарубежные короткометражки. Они задают систему координат. Наши режиссеры иностранцам явно проигрывают, потому как сосредоточены на конкретных бытовых историях, снимают про каких-то упырей из числа сограждан, прикалываются, все превращают в стёб. Не все, конечно, но многие. А иностранцы ведут хоть какой-то осмысленный поиск, уходят от сиюминутных разговоров.

Гораздо лучше дела обстоят в анимации. Лишний раз убеждаешься в том, что наши мультипликаторы совсем иначе относятся к своей профессии, нежели их коллеги по игровому цеху: меньше самомнения, больше энергозатрат и труда. Тут уж не проскочишь с кондачка, без знания профессии. Лучшей анимационной картиной на фестивале сочли фильм «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой. Его героем стал человек, работавший рекламным бананом, который в один не самый прекрасный для него день обнаружил у себя хвост. И жизнь превратилась в ад. Это история остроумная и философская, дающая поводы не только повеселиться, но и о чем-то важном подумать.

Жюри выдало несколько дипломов. За актерский ансамбль отметили популярную уже короткометражку «Нечаянно» маститого Жоры Крыжовникова. За остроумную находку - «Вещественные доказательства: компьютер» Егора Гаврилина о рядовом представителе офисного планктона, который при помощи курсора на экране компьютера вторгается в реальный мир, редактирует его по собственному усмотрению. Диплом достался и «Золотой сайре» Дениса Тереничева, рассказывающей об охраннике с мечтой. Жюри предупредило всех присутствующих: «Бойтесь своих желаний!». Диплом за реальные события, ставшие искусством, получил «Шрёдер» Михаила Довженко — радио- и телеведущего, дебютировавшего в кино. Он снял фильм на близкую профессиональную тему. Основан он на реальных событиях: участники программы готовы по воле радиослушателей уничтожить произведение современного искусства. Специфика места действия привела к многословности, а действия, как такового, не хватило.

Призом за лучший сценарий и самобытность отметили «Толчок» Алексея Наумова. Новоиспеченный режиссер – в прошлом инженер, поработавший в банке. Снял картину на свои кровные. Так что денежный приз, который ему полагается, будет весьма кстати. Алексей набрался смелости и предложил Виктору Сухорукову, приехавшему на фестиваль, поработать в своем будущем проекте. А пока у него снимаются артисты безо всякого гонорара, за еду. «Но кормил я их очень хорошо!», - вспоминает Алексей. Многие студенты готовы на таких условиях работать. Жить-то надо. Автор песен группы «Тату» Валерий Полиенко, снявший фильм «Ночные зимние люди», отмечен за режиссуру. Герой в исполнении Павла Деревянко устраивает в маршрутке дешевый театр, воображает себя террористом, пугает женщин и детей взрывчаткой. Как и во многих других работах дальше занятной истории дело не идет. Хотя начинающий режиссер работает уверенно и культурно, справляется с опытными и известными актерами.

Помимо анекдотов, еще одно «завоевание» молодых – всеохватывающий стёб. Они приходят в кино, не зная, что сказать. Дальше горизонтальных построений дело не идет. Категории высшего порядка не входят в круг их понимания. Так что найти нового Тарковского пока - непосильная задача.