Столпотворение в Донском монастыре: прихожане поклоняются иконе Богоматери

Но не все захотели просить ее о мире

1 сентября в Большом соборе Донского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил многочасовую литургию в честь праздника Донской Богоматери — по легенде, это та самая икона, которой Сергей Радонежской благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву и с тех пор Богородица слывет защитницей земли русской. Ежегодная служба в честь чудотворного образа, который только раз в год покидает стены Третьяковской галереи, в этом году собрала тысячи верующих — очередь из паломников растянулась вдоль стен монастыря.

Но не все захотели просить ее о мире
Большой собор Донского монастыря.

Праздник Донской Богоматери, он же праздник российского казачества, в этом году отмечен молитвами о мире на Украине. Тем более, казачья обитель имеет исторические корни с Донецком, основанном не без участия донских казаков. К тому же, наместник Донского монастыря игумен Парамон сам родом с Украины. Он признался журналистам, что «во время встречи иконы мы молились о стране нашей, о всей исторической Руси и, конечно, об Украине». И добавил, что события на Украине вызывают в нем особую боль. Правда, не все верующие разделили его чаяния. «Если хотите молиться за Украину — молитесь сами. А мы приходим сюда каждый год, чтобы поклониться Донской богоматери» - сказали корреспонденту «МК» сразу несколько паломников в Донском монастыре.

Как бы то ни было, приезд Донской иконы Божьей Матери, чье авторство приписывается Феофану Греку, в Донской монастырь — действительно всегда большое событие, ведь речь о священной реликвии. Столь древний образ (датируется концом XIV века), который сначала хранился в Успенском соборе Кремля, затем в Благовещенском, а несколько десятилетий назад оказался в Третьяковской галереи, требует большой осторожности в обращении. За несколько дней до литургии икону на специально оборудованной машине в сопровождении вооруженной охраны перевозят из главного здания музея в Лаврушинского переулка в монастырь. Подробности путешествия (время и маршрут) держатся в тайне — не дай бог, какие сумасшедшие покусятся шедевр древнерусского искусства.

- За 20 лет, казалось бы, вопрос доставки должен быть отработан, но на самом деле коррективы вносятся каждый раз, - рассказывает «МК» завотделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега. - Для того, чтобы перевести такой ценный памятник художественной и духовной культуры была разработана специальная схема, чтобы и не навредить ему, и дать возможность донскому монастырю принимать икону. Была собрана большая команда профессионалов, которые разработали проект по перевозу икону и витрину-капсулу, которая позволяла поддерживать постоянную температурно-влажностный режим. Это позволяет иконе в храме находиться в тех же условиях, что и в музее.

Из спецавто на почетное место в Большом соборе икона попадает с помощью специальной конструкции, которая защищает ее от тряски, а значит, и от осыпания красочного слоя. Капсула-витрина, к которой могут прикоснуться верующие, оборудована различными датчиками.

- Эти специальные системы выведены в соседние помещения — там установлены мониторы, куда транслируются показатели температуры и влажности в капсуле. Там безотлучно сидят инженеры, хранители, искусствоведы, которые внимательно отслеживают любые изменения. Икона проходит реставрационный совет до погружения в капсулу и после возвращения из монастыря. К тому же ее круглосуточно охраняют. Помимо того, что национальная святыня, величайшее произведение русского средневековья, она еще имеет огромную материальную ценность.

- А на икону когда-нибудь покушались, пытались похитить?

- Нет... Но 20 лет назад, когда мы только начинали вывозить Донскую Богоматерь было много нервных паломников.

- В Третьяковской галерее как она хранится?

- Она находится под постоянным контролем в постоянной экспозиции — у нее есть свой хранитель Валентина Уханова. Она живет сложной жизнью — многие верующие приходится в музей, чтобы ей поклониться — но это никак не сказывается на состояние ее сохранности.

- Последние исследования пролили свет на историю иконы? Считается, что ее создан Феофан Грек, но есть и другие версии...

Ни одна из версий не преуменьшает ни духовную значимость иконы, ни ее культурную ценность. Большинство исследователей склоняются сейчас к мнению, что авторство Феофана Грека не доказано. Скоро выйдет второй том каталога древнерусского искусства и там будут опубликованы последние исследования. Но вообще как любое произведение искусства — большинство икон не подписано, документальных свидетельств нет. Предположение об авторстве Феофана Грека было сделано по аналогии с иконами Благовещенского собора Московского Кремля.

2 сентября Донская Богоматерь отправится назад в Третьяковскую галерею — в сопровождении охраны и хранителей. В следующий раз она покинет музей через год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26613 от 2 сентября 2014

Заголовок в газете: Богоматерь попросили о мире

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру