Такеши произнес забавную речь с непроницаемым лицом, заставив зал хохотать. Он вспоминал о том, что еще недавно под ногами лежала дорожка зеленого цвета, а теперь ее заменили на красную. Фестиваль отказался от прежней экологической направленности с приходом два года назад нового руководства. Так что на смену зеленым коврам, изготовленным из пластиковых бутылок, пришли традиционные - красные, как у всех. И премия «Самурай» - нововведение. И Гран-при – лучшему фильму - вместо прежней «Сакуры».
Сразу две награды ушло в одни руки, вернее в четыре руки. Приз за режиссуру и Гран-при получила американская картина «Небеса знают что», снятая братьями Джошуа и Бенни Сафди. Председатель жюри – американский режиссер Джеймс Ганн, известный по фильму «Стражи Галактики», произнес такую темпераментную речь, сказал столько лестных эпитетов в адрес картины-победительницы, что зритель вправе был рассчитывать на шедевр. Да и сам факт получения двух самых важных призов о многом говорит. «Небеса знают что» поставлены по книге «Сумасшедшая любовь в Нью-Йорке» и живописуют все «прелести» непарадной жизни большого города, на задворках которого обитают те, кого благополучные обыватели сочтут за отбросы общества. Молодые герои, ведущие бомжеватый образ жизни, так много говорят, что просто дуреешь от обилия диалогов. Как тут не вспомнить молчаливый фильм Александра Котта «Испытание». Его перевели как «Test», а японцы произносили, как «Тесто». Наша картина тоже получила две награды.
Ей достался приз зрителей «WOWOW» и награда жюри за художественные достижения. Так что Александру Котту пришлось дважды подниматься на сцену и произносить речь. Он поблагодарил зрителей, ведь они не обманывают, добавив, что это самый честный приз и первый приз зрительских симпатий в его жизни. Вторую награду, кстати, особо ценную, поскольку под художественными достижениями предполагается высокий уровень изобразительного решения, работы оператора, художника и самого режиссера, вручала член жюри и кастинг директор – госпожа МакВильямс, работавшая на франшизе об агенте 007..Это своего рода ноу-хау Токийского фестиваля и признание заслуг важной профессии по подбору актеров. Получая награду по второму кругу, Александр Котт заметил: « Кино – это, прежде всего, изображение. Собственно оно и было изобретено как искусство изображения. Мы с оператором Леваном Капанадзе и художником Эдуардом Галкиным и пытались это доказать. Приз – тому подтверждение».
Накануне церемонии закрытия на встрече с журналистами Александр Котт рассказывал: «Самым сложным было не снять фильм, а смонтировать. Девочке, которая сыграла главную роль, - 14 лет. Она - не актриса, и как только начинала играть – ничего не получалось. Самое сложное в бессловесном кино – это монтаж актерских дублей. Я выбирал ее бесстрастное лицо, и тогда все получалось. Кино – это обман, и оно рождается на монтаже». Отвечая на вопрос о том, кто оказал на него влияние, Александр Котт назвал голландского режиссера Йоса Стеллинга, его картины «Иллюзионист» и «Стрелочник» («там меня вдохновило то, что рассказывает истории без слов современным языком и все понятно», , а также - «Апокалипсис» Мела Гибсона и «Голый остров» японского классика Канэто Синдо. Александр Котт также рассказал: «Мы не ставили задачу снять кино на смартфон, для гаджетов. В этом смысле мы наплевали на потенциального зрителя, снимали для тех, кто будет смотреть наш фильм в кинотеатре. Художник, оператор и я придумывали кадры, как картины. Вот девочка уходит в красной косынке, как комсомолка Киргизии. Мы опирались на традиции советской живописи. Свою задачу мы видели в том, чтобы минимально вмешиваться в последующую цветокоррекцию, снимать природу, как она есть. Единственный момент, где мы стали спорить – это цветокоррекция ядерного взрыва. Он ведь мог превратиться в мультик. Важно было сделать его убедительным на экране».
Приз за лучшую мужскую роль получил отличный польский актер Роберт Венцкевич в фильме «Под сильным ангелом» Войчека Смажовски, где он сыграл известного писателя и хронического алкоголика в одном лице. Это ему в хмельных видениях является наш Веничка Ерофеев и рассказывает про ударника труда Алексея Стаханова. Сам Роберт Венцкевич в Токио не приехал. Как объяснил режиссер, он загружен работой. Да и другие картины представляли в основном режиссеры. Делегациями никто не приезжал, разве что группа фильма-победителя. Путь дальний, а у фестиваля, видимо, нет возможности взять на себя все расходы.
Лучшей актрисой стала Риэ Миядзава, сыгравшая главную роль в японской картине «Бледная луна». Она вышла на сцену в великолепном праздничном кимоно и кротко произнесла свою речь, как и подобает истинной японской женщине.
Спецприз достался малобюджетной болгарской ленте «Урок» Петара Волчанова и Кристины Грозевой о тяжелой участи преподавателя средней школы. Если бы такую картину сняли Дарденны, ее бы вознесли до небес. Сделан «Урок» явно в их стилистике.
Завершился праздничный вечер скромным и многолюдным банкетом на 49 этаже, откуда открывалась великолепная панорама вечернего Токио и района Роппонги, где проходит фестиваль. Вот уже второй уик-энд подряд он бурно отмечал Хэллоуин. Нарядная молодежь заполнила даже проезжую часть. Тыквенной тематики уже не было, как и истекающих «кровью» медсестер. Зато появились восточные наложницы, полуголый Иисус с крестом на плече, фривольные школьницы в белых фартуках в чулках с подвязками. Происходящее казалось похожим больше на кино, чем на реальную жизнь.