Режиссер Звягинцев: Жизнь в России можно сравнить с нахождением на минном поле

"У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы", - отметил он

Автор фильма "Левиафан", ставшего лауреатом Канн и многих других престижных кинофестивалей, а также выдвинутого на "Оскар", рассказал о своем видении ситуации в России и о связи происходящего со своим творчеством.

"У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы", - отметил он

Отвечая на вопрос The Guardian о том, не удивлен ли он, что фильм "Левиафан", явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в РФ и политике правительства, выбран представлять ее на "Оскаре», Андрей Звягинцев заявил, что живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле". "У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна", - отметил он.

"У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно. Таким образом, если отвечать на ваш вопрос, то да, я был приятно удивлен, - продолжил режиссер, отметив, что идеи, лежащие в основе фильма, актуальны везде в мире, но, "конечно, этот фильм о России". - Это очень русский фильм. Мы живем в феодальной системе, когда все находится в руках одного человека и все остальные находятся в вертикали подчинения". По словам Звягинцева, "депутаты называют себя борцами за мораль", однако при этом "не понимают, что их задача в том, чтобы сделать жизнь людей лучше, а не этичнее".

На вопрос издания о недавних запретах нецензурной лексики на сцене и экране, приведших к купюрам в "Левиафане", Звягинцев заявил, что это "глупые, идиотские и непродуманные" законы: "Как и многие другие законы. За последнее время парламент неоднократно удивлял нас своими инициативами. Депутаты называют себя "борцами за нравственность". Может быть, они на самом деле нравственно чисты и хотят сделать нас такими же, как они. Но они, кажется, не понимают, что их задача в том, чтобы делать жизнь людей лучше, а не заставлять их жить более этично".

На вопрос издания, как он относится к новым законам, согласно которым финансироваться из бюджета будут лишь патриотические фильмы, Звягинцев привел в пример Северную Корею. "Никто не против пропагандистских фильмов, которые будут поддерживать устои государства. Но они также должны заботиться о всех остальных, или же будет просто катастрофа. Люди будут жить, как в Северной Корее, где они как заложники и уверены, что их путь является единственно правильным", - считает режиссер.

При этом он отметил, что возмущен соответствующим заявлением министра культуры Владимира Мединского: "Он сказал: "Пусть все цветы растут, но мы будем поливать только те, которые нам нравятся". После этих слов он должен был быть уволен, потому что это прямое нарушение конституции, прямое нарушение самовыражения человека. Вы не можете навязать правила искусству. Все должны быть равны. Государственная помощь, без которой искусство не может функционировать, должна быть в равной степени распределена между всеми участниками".

Трейлер к фильму Андрея Звягинцева "Левиафан"

Смотрите видео по теме

"Левиафан" снят по мотивам истории ветхозаветного праведника Иова, которого Сатана испытал на истинность Веры всеми земными несчастьями. Режиссер перенес события этого предания в современную российскую действительность, подвергнув сходному испытанию своего героя Николая. Лента интересна философской, идеологической подоплекой, ведь в ходе ее создания режиссер попытался раскрыть темы, которые в прошлом поднимали Достоевский и английский философ Томас Гоббс. К наиболее известному философскому сочинению последнего "Левиафан", посвященному природе власти и способам наилучшего обустройства государства, и отсылает название фильма.

Мировая премьера фильма состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где фильм был удостоен награды «За лучший сценарий». Кроме того, лента уже получила несколько наград европейских кинофестивалей, в частности Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе. Фильм уже закуплен более чем в 50 странах. В середине октября картина была выдвинута на соискание премии "Оскар" от России.

Наградами международных смотров отмечены и другие картины Звягинцева: "Изгнание" — призом "За лучшую мужскую роль" и "Елена" — специальным призом программы "Особый взгляд" в Каннах, "Возвращение" — призами "За лучший фильм" и "За лучший дебют" Венецианского фестиваля.

Андрей Звягинцев с призом "За лучший сценарий" Каннского кинофестиваля на встрече с журналистами

Смотрите видео по теме

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру