На минском "Листопаде" Говорухин похвалил Лукашенко

Валерий Тодоровский: «С Алексеем Попогребским мы разрабатываем сериал о дипломатах времен Карибского кризиса. Он — режиссер, я — продюсер. «Оттепель 2» , если все сложится, буду снимать сам»

Листопад – тот, что по-белорусски значит ноябрь, и Listapad – знаменитый международный кинофестиваль - радуют своим теплом. Приятно гулять по чистому, просторному городу. Можно смело открывать окна, вдыхать свежий воздух, но еще лучше спешить в кинозалы на самое актуальное фестивальное кино.

Валерий Тодоровский: «С Алексеем Попогребским мы разрабатываем сериал о дипломатах времен Карибского кризиса. Он — режиссер, я — продюсер. «Оттепель 2» , если все сложится, буду снимать сам»
Станислав Говорухин. Фото: Татьяна Хорошилова

Два конкурса – основной и «Молодость на марше» собрали лучшее, что происходило за год в мировом кинопространстве. Россию представляют «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой и «Дурак» Юрия Быкова, который в последний момент выпал из программ киевского фестиваля «Молодость», где его очень ждали, но в Минск все-таки добрался. Конкуренты у наших достойные. В основном конкурсе - «Племя» Мирослава Слабошпицкого, «Баллада о сотворении мира» Вейко Ыунпуу, новые остропроблемные фильмы из Казахстана, Сербии, Китая, Индии. А также - «Кукурузный остров» Георгия Овашвили и «Слепые свидания» Левана Когуашвили - недавние соперники в борьбе за право быть выдвинутыми на премию «Оскар» от Грузии. В результате странного противостояния между двумя заметными работами, никак не связанного с их художественными достоинствами, американской киноакадемии был предложен «Кукурузный остров». Левану Когуашвили с его грустно-смешными «Слепыми свиданиями» не повезло: его в родной стране буквально заклевали за то, что летом он был членом жюри Московского кинофестиваля.

В «Молодости на марше» участвуют трепетные «Чудеса» Аличии Рорвакер, жесткая драма «Побудь с ней» - дебют израильского режиссера Асафа Кормана, «Мистер Каплан» уругвайца Альваро Брехнера. Это смелая комедия на непростую тему. 76-летний Яков Каплан начинает охоту за бывшим нацистом, ведущим тихую одинокую жизнь на берегу океана в Южной Америке. Жажда мщения вдруг наполняет смыслом скучную старость еврейского беженца их Европы, но пойманный, наконец, немец, оказывается тоже не палачом, а жертвой. Дебют канадца Стивена Лэнса «Моя госпожа» представляет новый образ вышедшей в тираж французской звезды Эммануэль Беар. Затянутая в кожу и латэкс, с кроваво-красными губами на неподвижном лице и хлыстом в руках, ее героиня укрощает тайные комплексы богатых мужчин и смущает невинную душу страдающего подростка, потерявшего отца. Психологический триллер «Одержимость» о виртуозах джаза, убийственной борьбе характеров и неистовом желании стать великим музыкантом уже принесли 30-летнему Дамьену Шазелю Гран-при в Сандэнсе и бурные овации фильму после просмотра в Минске.

Мэтр российского кино Станислав Говорухин прибыл в столицу союзного государства на два дня, представил премьеру своего «Уик-энда» и получил нежданный, как он признался, подарок – почетный приз от имени белорусского Президента «за сохранение традиций духовности в искусстве». «Многие мои картины получали призы на «Листопаде», - сказал Станислав Сергеевич. - «Ворошиловский стрелок», «Артистка», «Пассажирка», мой любимый фильм «Не хлебом единым» - все награждены в Минске. У меня в кабинете четыре или пять золотых кленовых листьев – это все память о «Листопаде». Я люблю Белоруссию и очень уважаю Лукашенко, он страну сохранил. Представьте, что все эти годы правил бы не Лукашенко, а какие-нибудь ющенки, януковичи, мы бы имели здесь вражескую страну. Готов глубоко ему поклониться». На европейское и американское кино из обширной программы «Листопада» депутат Госдумы время тратить не стал. Зато все новинки российского кино Говорухин не пропускает. «Левиафан» - очень хороший фильм, - похвалил Станислав Сергеевич, – «Дурак» - тоже замечательный. «Берцы» Кати Шагаловой – талантливо сделаны, жаль, в финале она напортачила, но все равно это интересно. «Две женщины» Веры Глаголевой - добротная вещь, тонкая, уважительная экранизация классики. Мне многое нравится, только вот зрителей от нашего кино отучили. Я недавно закончил снимать «Компромисс» по Сергею Довлатову, а кто его будет смотреть, не знаю. Люди, которые помнят абсурд советского времени, реалии тех дней и могут оценить юмор тех ситуаций, в кинотеатры не ходят. Зато могу сказать, что я никогда не мучаю зрителей длинными фильмами. Когда смонтировал первый вариант «Компромисса», получилось 2,5 часа. Сократил вдвое – стало час двадцать. Теперь потихоньку добавляю, чтобы не пропустить нужные детали. Если дело дойдет все-таки до кинотеатров, скучать никто не будет.

Кинематограф Белоруссии впервые получил на «Листопаде» свой отдельный национальный конкурс. Жюри возглавил Арутюн Хачатрян, известный армянский документалист, директор ереванского МКФ «Золотой абрикос». Он привез Минск свой фильм «Бесконечное бегство. Вечное возвращение» - часть большого проекта о судьбах армянских скитальцев. Армянский народ – это десять миллионов людей, лишь три из них живут в Армении, семь – за пределами родной страны. Получилась современная одиссея, сделанная без постановочных ухищрений и направляющего авторского голоса. В кадре только герой, уехавший когда-то в Россию, которого режиссер снимал трижды с семилетними промежутками. А за этим - жизнь и судьба народа.

«Листопад» стал краткой передышкой между собственными режиссерскими и продюсерскими проектами для Валерия Тодоровского. Много лет назад он получил в Минске Гран-при за «Страну глухих», потом снимал здесь «Стиляг» и «Оттепель». Теперь вернулся председателем жюри основного конкурса. Оценивать конкурсные фильмы Валерий в разговоре не стал. Лучших назовут на церемонии закрытия. Он сказал только, что смотрит все с увлечением, и есть фильмы, которые его поразили и восхитили. На вопрос, появится ли всеми ожидаемое продолжение «Оттепели», ответил твердо: «Да, при условии, что сценаристы не испугаются трудной работы. Я их понимаю, они, бедняги, боятся, помнят, сколько раз летели в корзину варианты сценария, пока не получалось то, что нужно. Хотя все уже придумано. Я знаю, что станет с героями дальше, и рад, что после «Оттепели» многие талантливые режиссеры захотели снимать для телевидения, поверили, что можно делать серьезное и качественное многосерийное кино. Сейчас с Алексеем Попогребским разрабатываем сериал о дипломатах времен Карибского кризиса. Он - режиссер, я – продюсер. «Оттепель 2» , если все сложится, буду снимать сам».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру