И все творцы юбилейного номера словно приняли сеанс мистического колдовства. И 90-летний толстяк Октябрь помолодел, столько озорства, абсурдистской игры воображения вдруг отыскали в себе и вокруг писатели, поэты, художники, стараясь предстать мастером короткого сюжета, а точнее — с ладонь.
Этому празднику творческого единства содействовала, конечно же, женщина — яркая, изящная и мудрая Ирина Барметова, главный редактор журнала. Вторым поджигателем идеи выступил беллетрист Владислав Отрошенко, отхвативший в своё время итальянскую премию. Он и сам с легкостью мастера создал целый цикл миниатюр «Фигуры Дона».
90 авторов протянули свои ладони и огонь воображения 90-летнему журналу. Художник, академик живописи, несравненная Татьяна Назаренко, чья окольцованная ладонь стала рисунком и страницами для миниатюр, считает: «90 лет — ведь это не возраст». Её рисунок согрет нежным объятьем влюбленных.
Великий Борис Мессерер нарисовал говорящие ладони. Жесты пальцев тоже что-то нам рассказывают. И отлично в этом драгоценном соседстве воспринимается мгновенное мистическое видение Александра Иличевского «За краем». Загляните на собачий пляж у Яффо, где в великой задумчивости вглядывается за горизонт старый лабрадор. Собственную «Сказку про пятый палец» сочинил и проиллюстрировал Андрей Макаревич.
Поэт Санджар Янышев, лауреат молодежного «Триумфа», в рассказе «Дробинка в утином пироге» заглянул в тайну бесплодного Бастиана Тома, француза, попросившего лирического героя «оказать его семье некую донорскую услугу». И теперь, спустя восемнадцать «паршивых лет», лирический герой рассказа съедает себя образным укором: «Вылавливай осколок зуба и неси его дантисту».
Художник Одесской киностудии Евгений Голубенко в миниатюре «Привязал к мизинцу» сотворил целую картину с жутковатыми подробностями. Он талантен и знаменит, обладает престижными премиями: «Золотой Овен» за лучшую работу художника в фильме «Настройщик» и две «Ники» — за лучший сценарий и прекрасную работу художника в кино.
Журнал «Октябрь» многие годы сотрудничает с одесским альманахом «Дерибасовская-Ришельевская», а также проводит совместно с Литературным музеем этого города прекрасные фестивали.
И в этом праздничном номере собраны друзья не только из Америки, Израиля, Франции, Англии, но и милой сердцу Одессы.
Четырнадцать одесских художников и писателей откликнулись на приглашение и создали веселые и грустные, романтичные и лиричные рассказы с ладонь.
Много житейских обломков насобирали в сегодняшнем житье наши писатели. Мне бесценным показалось публицистическое слово талантливой Валерии Пустовой «Великая легкость». Процитирую её глубокое обобщение: «Навык великой открытости, наработанный информационным обществом, может быть изжит в политических разногласиях. Но в культуре теперь только он и работает. Быть открытым — и значит быть современным. Пришло время прощаться и отпускать, эпоха легкого сердца».
С пожеланием расцвета Октябрю.