Художники нелегально внедрились в город

24 ноября пройдет акция «Луч»: вернесаж «картографического» паблик-акта

Столицу разрезал «луч» искусства: от Большой Никитской до площади 1905 года теперь пролегает маршрут, где можно встретить яркие и неожиданные арт-объекты, инсталляции и граффити. Внезапно – без согласования с властями – искусство возникло на этом радиусе на домах, на площадях и в подворотнях. Их создавали несколько десятков художников, объединенных одной идеей: «паблик-арт нужно поместить в его естественную среду – в город». 24 ноября – с 10 до 11.30 – художники пройдут маршем от ближайшего к центру объекта до периферии уличного вернисажа, чтобы доказать: искусство может свободно жить на улицах мегаполиса.

24 ноября пройдет акция «Луч»: вернесаж «картографического» паблик-акта

Акция «Луч» стартует 24 ноября в 10:00 – от объекта участника Евгения CHES (Большая Никитская улица, д.9) участники двинутся к метро «ул.1905 года», где установлен объект художника Федора Миллера. В ней примут участие как молодые стрит-артисты, так и известные художники, участники международных фестивалей. Среди них, например, Группа «310» (Степан Краснов и Андрей Целуйко), официально существующая с 2000 года, активный участник отечественной и международной арт-сцены. Их психоделические сюжеты, поражающие масштабом и яркостью, можно будет найти в нише высотки напротив станции метро «Баррикадная». Другой участник акции – Группа «DEUX BEARS» – совсем молодая, существует около двух лет. Человек представляется художникам одиноким и изолированным в огромном пространстве города. «Люди плавятся от несчастья и отсутствия воздуха. Трудно выжить в безвоздушном пространстве и негативно-агрессивной среде, нужен вздох», - объясняют стрит-артисты свою работу: рисунок на стекле остановки около дома 22 по улице Красная Пресня и лежащего рядом с ней расплавленную фигуру.

Манифест проекта объясняет: «Акция проходит без согласования с властями города, внезапно и нелегально. Но это не политическая акция. Это – чистый арт. В уличном пространстве Москвы паблик-арт довольно ограничен и неполноценен – «искусство для всех» существует только в среде парков и бульваров, в режиме фестивалей и праздников, на территориях официальных выставочных пространств и институций. Такой «согласованный» паблик-арт не может сформировать уличное художественное мышление. А свободное его проявление уличного искусства воспринимается как протест и уничтожается».

«МК» связался с участниками акции Дмитрием Алексеевым и Андреем Целуйко накануне ее старта.

 

- Темы и сюжеты для уличного маршрута авторы выбирали сами или были некие установки от организаторов акции?

– Поскольку у нас нет организаторов акции, а есть группы единомышленников, то художники решали сами, примкнуть к акции или нет и, соответственно, сами выбирали темы для объектов.

– Акция "Луч" затрагивает застарелую проблему о положение стрит-артиста. Если он работает как свободный художник, то нарушает закон, ведь его "холсты" – городские здания, и несогласованные изображения на них считаются вандализмом Если стрит-артист делает "согласованный" паблик-арт, то он уже не совсем свободен, и такое искусство – цитирую релиз проекта – "не может сформировать уличное художественное мышление". Как же быть? Где выход из этого замкнутого круга?

– Москва – это странный город. Здесь нет общественной жизни. Всем кажется, что она есть, а на самом деле нет. Стрит-арт и паблик-арт – это проявления общественной жизни, где люди открыто и свободно выражают свои мысли. Получается, что нет жизни – нет и паблик-арта, а есть какие-то искусственные взаимоотношения власти, общества и художника. И именно поэтому встает вопрос о легальности произведения искусства на улицах. Выход есть: либо объявлять свободные зоны для искусства либо просто разрешить искусство в городе. И тогда не власть, а общество будет решать, жить этому произведению на улице или нет. Если это движение станет массовым, тогда в этот процесс включатся девелоперы, архитекторы, ландшафтники, общественные организации. Вот она общественная жизнь.

– Если сравнивать столицу России с другими мегаполисами с точки зрения концентрации искусства в городской среде, то какие выводы можно сделать? Насколько велика активность российских уличных художников в принципе?

– У нас мало художников, работающих на улице, но они очень активны. К сожалению, невозможно говорить о движении, скорее это единичные случаи. Если художник набирает высокий профессиональный уровень, то, как правило, его зовут работать за границу, и они пропадают на бесконечных европейских фестивалях, поскольку сейчас эта тема необычно популярна во всем мире. А между фестивалями их зовут расписывать кварталы европейских городов, т.е. они активно участвуют в мировой общественной жизни, пример – украинская группа «Interesni Kazki».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру