Полет под куполом театра

Большой театр представил премьеру «Риголетто»

В Большом театре показали новую постановку оперы Верди «Риголетто» - копродукцию целого ряда европейских театров и фестивалей. Премьера прошла на Новой сцене: театр держит данное в начале сезона обещание об условном размежевании новации (Новая сцена) и традиции (Историческая сцена). «Риголетто» в версии режиссера Роберта Карсена был отнесен к области новации, что на самом деле, не совсем так: спектакль вполне традиционен. Ну, разве что женский стриптиз в первом акте, да голая .... скажем так, задняя часть тела Герцога, во втором. А в остальном – вполне консервативное и очень убедительное решение.

Большой театр представил премьеру «Риголетто»
Риголетто — Димитриос Тилякос. Фото Олега Черноуса/Большой театр.

Еще памятна другая работа Карсена, которую можно было увидеть в Москве – моцартовский «Дон Жуан» театра Ла Скала, в которой режиссер, презрев полное название оперы («Дон Жуан или Наказанный развратник») категорически отказался «наказывать развратника», а, напротив, разделался с его высоконравственными преследователями. Вот и здесь, в «Риголетто» Герцог (Сергей Романовский) вовсе не кажется злодеем – всего лишь красивый юноша с повышенным либидо (кто сказал, что это плохо?) А злодеем как раз выглядит заглавный герой (Димитрис Тилякос), который амбициозно присвоил себе роль карающей длани, за что и поплатился самым страшным образом – смертью собственной дочери. Димитрис Тилякос очень убедительно сыграл этого урода – не столько физического, сколько морального. И если бы «Риголетто» был написан в жанре мюзикла, артист мог бы снискать поистине мировую славу. Однако «Риголетто» - опера. И потому ждешь хорошего вокала, полнозвучного баритона и чистой интонации. Увы, Тилякос почти каждую мелодическую вершину брал с восходящим глиссандо, не строил в ансамблях, из-за чего грязновато прозвучал дуэт с Джильдой в первом акте. Тогда как сама Джильда, вернее исполняющая ее партию Кристина Мхитарян была очень точна и радовала красотой голоса. Романовскому, пожалуй, не хватало обертоновой наполненности тембра (особенно на верхних нотах), но зато в ансамблевых сценах он был очень музыкален. Ну а его явление публике в обнаженном виде (задний ракурс), возможно, и показалось кому-то шокирующей провокацией, но никак не противоречило сюжету и музыке: в самом деле, не в брюках же ему овладевать юной красавицей!

Оркестр под управлением Эвелино Пидо изящно подчеркивал красоты вердиевской партитуры: динамические нюансы, агогика – все было выразительно. Тем не менее, в некоторых местах хотелось бы большей слаженности оркестра с солистами и с хором. Правильно отметить исполнителей партий второго плана – особенно Александра Цымбалюка (Спарафучилле) и Вячеслава Почапского (Монтероне). А также прелестных девушек мимического ансамбля, заставивших зрителей поволноваться в сцене стриптиза.

Режиссер и художник (Раду Борузеску) насытили действие темой цирка. И не только историю - Риголетто является в облике паяца и все действие происходит на цирковой арене. Сами художественные приемы во многом позаимствованы из цирковых технологий. Хор разбавлен несколькими эквилибристами, которые мастерски и абсолютно бесшумно выполняют всевозможные акробатические трюки, органично вплетающиеся в сюжет. Великолепна сцена похищения Джильды с использованием высоченной лестнице, на которой волшебным образом парят артисты мимического ансамбля. А Кристина Мхитарян свою знаменитую арию поет, раскачиваясь на трапеции под самыми колосниками.

Несмотря на обилие постановочных эффектов, режиссура в этом спектакле (что вообще характерно для Роберта Карсена) почтительно склоняется перед музыкой. Мизансцены выстроены таким образом, чтобы певцы максимально донесли до публики красоту мелодий Верди. А придумки режиссера (даже самые острые и радикальные) направлены на усиление, а не искажение авторских смыслов.

Карсен – мастер каденций. И здесь он выстраивает грандиозный по силе воздействия финал. Арена. На трибунах – равнодушные и циничные мужчины из свиты Герцога. Умирающая Джильда на руках у рыдающего Риголетто. И в это время из-под колосников появляется обнаженная женская фигура, невероятно красиво и экспрессивно парящая на перевязи из красной ткани - трагический предсмертный полет, вознесение души Джильды, принесшей себя в жертву во имя любви…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру