С кем сразится «Левиафан»?

У фильма Андрея Звягинцева четыре соперника

16.01.2015 в 16:45, просмотров: 6589

«Левиафан» Андрея Звягинцева, наконец, окончательно закрепился в списке номинантов на премию «Оскар». Позади долгий путь: от интриг внутри российского оскаровского комитета — до исторической победы на «Золотом глобусе». Впереди только один шаг - церемония вручения наград Американской киноакадемии 22 февраля в Лос-Анджелесе.

С кем сразится «Левиафан»?

В соперниках у «Левиафана» в борьбе за звание лучшего фильма на иностранном языке знакомые все лица. Протеже Педро Альмадовара, аргентинец Дамиан Сифрон с альманахом «Дикие истории» — образцом латиноамериканского черного юмора. Эстонско-грузинская драма Зазы Урушадзе «Мандарины» — размышление на тему абхазского вооруженного конфликта 1992 года. Довольно скромная по своим художественным достоинствам, но очень злободневная драма мавританского режиссера Абдеррахманана Сиссако «Тимбукту» об обществе, зараженном радикальным исламом. Наконец, «Ида» поляка Павла Павликовского — история женщины, которая через года ощущает на себе связь с жертвами холокоста.

Три фильма из пяти, включая «Левиафан», впервые были представлены в конкурсе Каннского кинофестиваля 2014 года. А у каждого из номинантов, кроме аргентинца, легко найти русский след. Заза Урушадзе начинал свою карьеру режиссера еще будучи гражданином СССР. Павел Павликовский в девяностые привез из России такие документальные фильмы, как «Путешествие Достоевского», «Москва-Петушки» и даже «Путешествие с Жириновским». Ну а мавританец Сиссако и вовсе среди них — единственный выпускник ВГИКа.

Последний раз такое ощутимое русское влияние на «Оскаре» было замечено в 2008 году, когда за одну номинацию боролись сразу Никита Михалков («12»), Сергей Бодров-старший («Монгол», представлявший Казахстан) и Анжей Вайда (с драмой «Катынь», посвященной трагическому расстрелу польских офицеров под Смоленском). Но тогда «Оскар» за лучший иностранный фильм ушел австрийским «Фальшивомонетчикам» режиссера Штефана Руцовицки. На этот раз у России куда больше шансов.

Главный соперник «Левиафана» — польская «Ида». Павел Павликовский обошел Андрея Звягинцева во всех номинациях на церемонии Европейской киноакадемии, прошедшей под занавес 2014 года, но, вопреки мнению американских критиков, уступил ему «Золотой глобус». Таким образом, в этом году уже точно не повторится история Паоло Соррентино и его «Великой красоты», которая после прохладного приема в конкурсе Каннского кинофестиваля единолично собрала буквально все премии, как в Европе, так и в Штатах. И все же, как бы не сложилась церемония вручения премии «Оскар», уже сейчас можно сказать, что Андрей Звягинцев вернул своей стране азарт борьбы — и радость побед. Как оказалось, для этого совсем необязательны ни «вежливые люди», ни бряцание оружием, ни даже эфиры федеральных телеканалов, которые практически проигнорировали последние международные успехи «Левиафана».