«Левиафан» лидирует по числу номинаций премии «Белый слон»

Главная интрига - получит ли министр культуры Владимир Мединский особый приз на вручении Национальной премии кинокритики и кинопрессы

18.01.2015 в 16:01, просмотров: 10965

3 февраля в Белом зале Союза кинематографистов России пройдет торжественная церемония вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». 16 января члены ее экспертного совета сделали свой окончательный выбор, проголосовав за лауреатов.

«Левиафан» лидирует по числу номинаций премии «Белый слон»
Кадр из фильма "Левиафан".

В номинации «Лучший фильм» представлено три картины: «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Дурак» Юрия Быкова и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Сразу следует оговорить, что год назад картина «Трудно быть богом» Алексея Германа получила «Белого слона» как «Событие года», поэтому в нынешних номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа» она не представлена. На момент голосования по итогам 2013 года многие этой картины еще не видели, поэтому голосование по профессиям отложили на год. . И теперь «Трудно быть богом» представлена во всех других номинациях и участвуют в ней люди, создававшие фильм с Германом-старшим на протяжении долгих лет. Всего у «Трудно быть богом» - 4 номинации: «Лучшая операторская работа» (скончавшийся во время съемок Владимир Ильин и здравствующий Юрий Клименко), «Лучшая работа художника» (Георгий Кропачев, Сергей Коковкин, Елена Жукова), «Лучшая музыка к фильму» (Виктор Лебедев) и «Лучшая мужская роль второго плана» (Юрий Цурило). В категории «Лучшая режиссерская работа» помимо Андрея Звягинцева и Андрея Кончаловского представлен и Александр Котт с фильмом «Испытание».

У «Левиафана» в общей сложности - 8 номинаций. И тут он лидирует. Помимо вышеназванных, еще и «Лучший сценарий» (Олег Негин и Андрей Звягинцев), «Лучшая операторская работа» (Михаил Кричман), сразу четыре актерских - лучшие мужская и женская, а также мужская и женская второго плана роли, где представлены Алексей Серебряков, Елена Лядова, Роман Мадянов и Анна Уколова. У «Испытания» - 3 номинации: помимо режиссерской — операторская (Леван Капанадзе), лучшая музыка к фильму (Алексей Айги). 3 номинации и у «Звезды» Анны Меликян: «Лучшая работа художника» (Ульяна Рябова), «Лучшая музыка к фильму» (Алина Орлова, Анна Соловьева и Игорь Вдовин), «Лучшая женская роль (Северия Янушаускайте). У «Дурака» их тоже 3 (еще и «Лучшая мужская роль» (Артем Быстров), «Лучшая женская роль второго плана» (Наталья Суркова). 2 номинации — у «Белых ночей почтальона Алексея Трпицына».

В общем, все вертится вокруг нескольких названий, хотя изначально в общем списке первого тура голосования, в котором принимали участие порядка 90 представителей кинопрессы, фигурировало больше 50 картин. Помимо тех, что не заслуживают никакого серьезного внимания, за чертой оказались и талантливые работы. Тут сказывается и ненасмотренность части киножурналистов, и вкусовой фактор. Хотя упрекать их сложно. Некоторые картины покаали на одном-двух фестивалях и на этом их судьба пока закончилась.

2 номинации у «Класса коррекции» Ивана Твердовского-младшего. По одной номинации - у фильмов «Кино про Алексеева» Михаила Сегала (тут представлен Александр Збруев, как исполнитель лучшей мужской роли), «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Да и да» Валерии Гай Германики, «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, хотя об этих работах много говорили и они получили награды в Роттердаме, Онфлёре, на нашем ММКФ.

В тройку лучших фильмов-дебютов вошли: «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, «Класс коррекции» Ивана Твердовского-младшего, «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой. Эта картина, впервые показанная в конкурсе Роттердамского фестиваля, а потом и на сочинском «Кинотавре», так и не дошла до зрителя. Прокатного удостоверения у нее нет. Чтобы его получить, нужно делать новую версию без ненормативной лексики. Но картина представлена на «Белом слоне» сразу в трех номинациях: «Лучший сценарий» (Любовь Мульменко, Иван Угаров, Наталья Мещанинова), «Лучшая работа художника» (Ольга Юрасова), «Лучшая мужская роль второго плана» (Степан Девонин).

Вручат на «Белом слоне» премию имени Мирона Черненко, «Белых слонов» за лучший документальный и анимационный фильмы. На обсуждении дело доходило до предельной точки кипения. Правда, никто не подрался. Часть критиков билась за присуждение отдельного антиприза министу культуры Владимиру Мединскому, инкриминируя ему ситуацию вокруг «Левиафана», Музея кино и НИИкиноискусства. А вот необычный приз или нет — это пока тайна. Споры вызвал и сам факт присуждения награды «Событие года». Долго решали, а было ли такое. Интрига разрешится 3 февраля.