Пермская опера на «Золотой маске»: Терзопулос , Курентзис, Демидова

Он пугает, а мне не страшно

Каждый приличный человек отлично знает, что мы живем в Конце Времен. В смысле, в эпоху Кали — Юги. Ну, если проще — накануне Апокалипсиса. И как тут художнику себя вести? Тешиться «Травиатами» и «Риголеттами»? Сочинять шлягеры, делая вид, что все хорошо? Нет, шалишь.

Он пугает, а мне не страшно

Художник обязан зреть истину. А истина — ясен пень, в смерти. Вот про смерть и поведала нам некромодернистская опера Дмитрия Курляндского «Носферату», поставленная гуру современной режиссуры Теодорусом Терзопулосом, дирижером Теодором Курентзисом и целой группой мастеров авангардного искусства.

За сто лет своего существования «авангардное» искусство не слишком поменялось ни по духу, ни по букве. Еще в начале 1900-х Лев Толстой прошелся по Леониду Андрееву: «Он пугает, а мне не страшно». Что, кстати, нисколько не умаляет достоинств прозы Андреева, которую мы читаем по сей день. Арсенал выразительных средств, заявленный в начале прошлого века, к его середине почти исчерпал себя. А в творчестве эпигонов авангардизма 60–70-х вовсе подпортился, покрылся нафталином и зашамкал беззубым ртом. Поэтому ничего нового партитура «Носферату», созданная в наши дни, явить не могла по определению: все те же вопли Мировой души (над подобными текстами Чехов иронизировал в «Чайке», написанной 120 лет назад). Все то же перепиливание струнных и выдувание меди в оркестре, всхлипывания, бормотания и блеянье певцов, пафосное завывание и конвульсии актеров, пресмыкание и ползание по сцене танцоров... Все построено на десятилетиями проверенных штампах, которые не преодолевает даже Алла Демидова, многозначительно изображающая то ли героиню сериала «Игра престолов», то ли Родину-Мать.

Впрочем, нет, за сотню лет кое-что поменялось и даже прибыло: материально-техническая база. Материалы, свет, звук — все это отменного качества. Очень выигрышно смотрится задник из трех десятков сосновых гробов, который сменяется занавесом из сверкающих клинков, эффектно переливающихся в свете прожекторов. Отличная работа звукорежиссера, идеально выстраивающего звуковой баланс, сочетая изящную микрофонную подзвучку с акустическим саундом. Продукты развитой цивилизации, увы, и здесь побеждают задыхающуюся культуру, якобы зовущую в ритуал и шаманство, но на самом деле засасывающую в шарлатанство и профанацию.

Да, мир умирает. Это поняли сто лет назад те, кто на самом деле имеет право называться авангардистами. Они разрушили традиционные каноны и построили свой художественный мир, бессмысленный и беспощадный. И вот тут как с той ветчиной в пьесе Маяковского «Клоп», что была куплена на случай войны с Турцией или Польшей: ветчина портится, а войны все нет. Агония мира затянулась как назло. И всем уже стало скучно его хоронить. Да и трагический пафос образца Первой мировой куда-то подевался. История ведь, как известно, повторяется в виде фарса. Но новые генерации авангардистов, обделенные юмором и самоиронией, дружными рядами встают на место сошедших в бездну предшественников и навязчиво бубнят все те же мантры. А мир хоть и дает дуба, но все еще жив, хочет слушать «Травиат» с «Риголеттами» и кушать холодец.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру