Большой театр продолжает страдать от перекупщиков

Многодетным на "Риголетто" путь заказан

...В понедельник в Большом театре под предводительством гендиректора Владимира Урина прошел круглый стол по проблемам ценовой политики в музыкальных театрах Москвы. Касательно Большого есть два главных аспекта: во-первых, пресловутые перекупщики продолжают править бал, хотя охранники БТ стали их «окольцовывать» (об этом ниже), а во-вторых цена в главный театр страны, по сути, не отвечает рынку — она занижена по причине социальной ответственности театра. И вот здесь как раз палка о двух концах.

Многодетным на "Риголетто" путь заказан

Ну, во-первых, всех и всегда интересует «сравнение с Западом», — так вот г-н Урин подтвердил статистикой, что в БТ, относительно других, цена самая низкая:

— Мы и здесь впереди планеты всей, — сказал он, — зачастую наши средние цены вдвое ниже европейских.

Так, официальная (не у перекупщиков) максимальная стоимость в Большой — 169,01 евро (12000 руб.), в Парижскую оперу — 240 евро (17040), Ла Скала — 210 евро (14910), Ковент Гарден — 235 фунтов (22795). Средняя же цена — в БТ 54,7 евро, в Ла Скала — 92, в Ковент — 74,5 фунтов. Так что по статистике всё получается очень красиво, есть даже данные по соотношению спектаклей разных ценовых сегментов: до 6000 рублей — 80% спектаклей, до 9000 — 11% и от 10000 и выше — 9%. Урин:

— Тем самым я пытаюсь доказать, что, на мой взгляд (хотя кто-то может с этим не согласиться), Большой ведет достаточно умеренную ценовую политику.

Подтверждая его слова, важно отметить, что выручка от продажи билетов (а это свыше 1 миллиарда рублей за сезон) составляет около 25% общего бюджета театра, то есть никаких расходов на постановки это даже близко не покрывает. Остальные проценты, понятно, дотируются государством и спонсорами.

Но во все эти чудесные показатели добавляют свою ложку дегтя перекупщики, с которыми театр борется со времен царя Гороха.

Система продажи билетов в БТ устроена так: официально на сайте вывешивается дата предварительного сбыта через кассы с точным указанием спектаклей, на которые билеты продаются. Напоминаю, что как таковой проблемы с билетам в Большой нет — на сайте БТ (www.bolshoi.ru) вы можете заказать себе места почти на любой спектакль как на конец апреля, так и на май (март продан). Другое дело, что вмиг расходятся билеты дешевые. Итак, по субботам начинается предварительная продажа. Часа за три до открытия касс начинает формироваться живая очередь. С 10 утра касса продает билеты льготникам, с 11-ти — вообще всем. Как только очередь часам к пяти вечера иссякает, остатки билетов выкладываются в интернет.

И далее Урин пояснил как действуют перекупщики, с которыми они — как подчеркнул гендиректор — ничего, с точки рения закона, сделать не могут.

— Это целая сеть людей, причем, многих из них мы знаем в лицо; они за 200-300 рублей (за каждый билет) нанимают громадное количество людей (часто как раз льготных категорий), которые встают в эту очередь (ведь мы даем лишь по 2 билета в руки). А потом... потом в интернете появляются билеты, которые к театру не имеют никакого отношения.

Вот тут сравнение с Европой уже совершенно не в нашу пользу: если там, при устоявшемся цивилизованном рынке услуг, наценка у перекупщиков (причем, совершенно легальных, давно работающих с туристами) не превышает 15-20%, то на наших всяческих сайтах-клонах, вроде «большой-тикет», «вип-большой-тикет» etc. наценочка потрясает воображение, — умножай начальную стоимость в пять-десять раз! Как вам билетик номиналом в 5000 руб., продаваемый за 30000?

— То есть перекупщики, раздевают, в первую очередь людей, которым позарез хотят попасть именно сегодня в БТ (те же командировочные).

Большой, впрочем, уже пошел на сдерживающие меры, которые приходится изобретать, по сути, каждый день, рефлексируя на изобретательность перекупщиков. Вот к семи-восьми утра спекулянты подсылают двух своих «агентов», один занимает очередь, будучи первым, другой, соответственно, встает вторым. В десять открывается касса, и первый... неожиданно приводит с собой компашку из 15-20 человек. Люди честные начинают возмущаться, но «второй» подтверждает — «да, все они уже стояли с семи утра». Таким нехитрыми действиями, 90% из покупающих билеты в первый «льготный час», работают на мафию. Что сделал Урин. Он в семь утра выставил у входа в кассу охрану БТ, и каждого в очереди «окольцевали» браслетиком — ты первый, ты второй, чтобы никто без очереди не вклинился.

— Если б вы знали, возмущению спекулянтов не было предела! «Что это нас обраслечивают как преступников?!». Но мы сказали: «Такой порядок отныне будет всегда!».

Еще одна «веселуха» началась с многодетными. Некогда Большой сам добавил эту категорию в состав билетных льготников (по закону они в нее не входят), и получил такое удовольствие: каждый многодетный стал скупать по 5 билетов на один спектакль, пять на другой, а потом всё это богатство чудесно уходило налево.

По закону нельзя делать именные билеты и спрашивать паспорт на входе. Но. Большой поразмыслил и понял, что если он сам идет навстречу некой льготной категории, то вправе потом удостоверится — на самом ли деле страждущие искусства детишки посетили «Щелкунчик»? А по сему отныне будет так: многодетным резко ограничат круг спектаклей (ни на какое «Риголетто» по шесть билетов они больше не купят, детям там делать нечего), мало того — разрешат воспользоваться льготным правом лишь два раза в год и... будут проверять документы на входе.

— А то, извините, всех этих льготников с корочками мы тоже отлично знаем в лицо!

Каждый спросит — а нельзя ли в принципе запретить перепродажу билетов? Нельзя, этот закон даже близко не пропустит юридическая служба Госдумы — это противоречит свободной экономике, свободному рынку. Также интересно — почему Большой не борется с левыми сайтами, использующими в своем названии бренд «Большой». Ответ очевиден — во-первых, сложно схватить за жабры владельца ресурса, зарегистрированного где-нибудь на островах Океании, а, во-вторых, после закрытия этого сайта, через пять минут возникнет новый такой же... да и дел других у театра нет, чем из судов не вылезать.

— Через кассы мы продаем 67% билетов, а через интернет — 33%, — заметил Урин, — и здесь я бы хотел сказать, что, конечно, сегодня цена билета в Большой не отвечает экономическим реальностям. Мы на 40% названий можем легко увеличить цену, но... но сознательно ее сдерживаем. Имея — именно поэтому — проблему перекупщиков. Когда в 2004 году Большой поднял цену на билеты до 7000 рублей, — спекулянты исчезли на полгода. Бизнес ушел у них из-под ног. Но мы не можем пойти на повышение в том числе и потому, что получим в зале совершенно иного зрителя.

Тут все вспомнили торжественное открытие исторической сцены БТ, когда в зале сидела одна номенклатура, и в смысле какого-то «отклика» зал был совершенно мертвым... представьте, если на спектакль придет лишь зритель, способный выложить за билетик по 40 тысяч. Это будет полный неадекват, ощущение пустого зала, полностью неподготовленной нетеатральной публики. Так что приходится тонко лавировать, отталкиваясь от существующих реалий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26754 от 3 марта 2015

Заголовок в газете: Многодетным на "Риголетто" путь заказан

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру