В «Покровском» поставили оперу по самой кровавой пьесе Шекспира

Владимир Мирзоев: «Черный юмор и абсурд хорошо работают в отечественном Зазеркалье»

В прошедшие выходные Камерный музыкальный театр Покровского представил мировую премьеру оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный», основанная на пьесе украинского драматурга, лауреата премии «Антибукер» Михаила Курочкина. Поставил спектакль известный режиссер Владимир Мирзоев, он же написал либретто к опере.

Владимир Мирзоев: «Черный юмор и абсурд хорошо работают в отечественном Зазеркалье»

Темно-зеленый зал, слева и справа на сцену сверху смотрят химеры – точные копии тех, что украшают собор Парижской Богоматери. На заднике в первом действии – античный бог, который во втором действии трансформируется и станет напоминать Дарта Вейдера, героя «Звездных войн». К зрителям выходят трое людей в белом со странными головными уборами и не менее странными рисунками на ладонях, то ли флаг Японии, то ли что-то еще…

Ее сюжет непрост и требует подсказок программки с либретто. Итак, далекое будущее. Земляне, покорив Вселенную, оказались в экзистенциальном тупике и беспросветном кризисе. Однако власти уверены, что мир можно спасти, но для этого надо расшифровать некий смысл, зашифрованный в литературе и искусстве. Некоему капитану, космонавту, который раньше истреблял новые формы разумной жизни в космосе, теперь нужно ходить в театр и читать комиксы, чтобы помочь найти рецепт спасения человечества. Капитану показывают оперу «Титий Безупречный».

— Опера сохранит некоторую брутальность пьесы Шекспира, цитаты, имена персонажей, но в целом от раннего литературного источника будет далека. Я использовал двойную интерпретацию — Курочкина и Мирзоева, но акценты расставил по-другому, — пояснил «МК» автор оперы Александр Маноцков.

По его словам, музыкальная основа оперы будет «разреженной», непривычной для российского слушателя. В постановке встретятся действующие лица, которых автор назвал «ансамблевыми», к примеру, персонаж Сгусток, партия которого будет исполняться тремя голосами. Маноцков отмечает, что по его идее спектакль должен представлять собой «оперу в опере» — по аналогии с классическим «театром в театре».

Пьесу Шекспира «Тит Андроник» эксперты называют самой кровавой из-за большого количества «жестких» сцен. В целом, в трагедии четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки и один отрезанный язык. Спектакли по этой пьесе в мире часто ставили в жанре черной комедии. Версия Михаила Курочкина получила гран-при на фестивале современной пьесы «Новая драма» в Москве в 2008 году.

— Я часто ставил произведения классиков — Гоголя, Шекспира, Чехова, Мольера, — рассказал режиссер Владимир Мирзоев. И теперь, поставив пьесу Максима Курочкина, я понял, как ошибался. Надо ставить современных драматургов и композиторов. Возможность музыкального театра — иметь кристаллическую форму организованного времени, и в это время вписываются все смыслы и эмоции, поэтому я люблю оперу. Опера Александра Маноцкова — космическая опера в буквальном смысле. Так в американском кино определяют жанр «Звездных войн» или сериала «Дюна (режиссер Дэвид Линч). По-моему, именно Линч – с его фрейдизмом, синтезом мифологии, мистики и пародии вдохновил драматурга Максима Курочкина. Тем более, что черный юмор и абсурд всегда хорошо работают в отечественном Зазеркалье – слишком уж ирреальна порой наша реальность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру