Кинофестивали уходят в Интернет

В шестой раз в эти дни проходит oнлайн-кинофорум «Дубль два@», организованный кинокритиком Валерием Кичиным

07.04.2015 в 16:45, просмотров: 2499

Бесплатно в сети можно посмотреть фильмы, по тем или иным причинам затерявшиеся в общем потоке, однократно показанные на том или другом фестивале, но так и оставшиеся неизвестными широкому зрителю. Некоторые картины выходили в ограниченный прокат, но в лучшем случае их посмотрели жители нескольких крупных городов.

Кинофестивали уходят в Интернет
фото: Михаил Ковалев

В мире, по словам главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, насчитывается сегодня порядка 800 фестивалей, в России - где-то 90. Фестиваль в Интернете — ответ на то, что миллионы тратятся на продвижение фильмов, рекламные бюджеты которых сопоставимы с производственными. Картину «Левиафан» Андрея Звягинцева посмотрело в 50-70 раз больше зрителей в результате ее выброса в Интернет накануне вручения «Оскара». Многие считают, что это была заранее спланированная, грамотная пиар-кампания. Со временем фестивалей, проходящих в Интернете, по мнению Дондурея, станет больше.

А ведь еще недавно как шутка воспринимались слова о том, что фестивали самоликвидируются, и не надо будет ездить из одного города в другой, из страны в страну, чтобы посмотреть новое кино. Все можно выложить и увидеть в Интернете. Старейший мировой фестиваль - Венецианский — уже сделал шаг в этом направлении. Там не первый год подряд устраивают сеансы в Интернете, на которых можно посмотреть часть фестивальной программы, не находясь на итальянском острове Лидо. Платишь весьма умеренную плату и смотришь в сети самые свежие фильмы. Необязательно собирать чемоданы, куда-то лететь и плыть.

В конкурсной программе нынешнего «Дубль два@» покажут 13 фильмов. Победителя определят по числу баллов, которые выставят по ходу фестиваля зрители. Оцениваются картины по 10-бальной системе. Открылся фестиваль фильмом «Репетиции» дебютантки Оксаны Карас. Появился он пару лет назад, получил награду фестиваля «Московская премьера», проводимого «МК», а потом растворился в пространстве. Роль театральной художницы Александры сыграла талантливая ученица Марка Захарова Александра Виноградова, а ее безбашенного возлюбленного и актера — Никита Ефремов. Живут они где-то над жизнью, ждут чего-то в далеком будущем и совершенно не ценят настоящего. Очень смешная и отчасти трагическая роль у Игоря Яцко, сыгравшего неистового театрального режиссера, переживающего кризис постсреднего возраста. В конкурсную программу также вошли картины: «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, «Роль» Константина Лопушанского, «Доктор» Владимира Панкова, «Испытание» Александра Котта, «Элизиум» Андрея Эшпая. Все они отмечены призами отечественных и мировых фестивалей, даже таких престижных, как Токийский, но и это не панацея. Их почти никто не видел.

Помимо конкурса зрители смогут увидеть две картины в программе «Память»: «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, основанный на уникальной кинохронике, и «Процесс» Александра Зельдовича — документальную ленту о расстрелянных по приказу Сталина членах Еврейского антифашистского комитета. Три картины вошли в мини-ретроспективу творческой четы Владимира Меньшова и Веры Алентовой. Это «Розыгрыш» - режиссерский дебют Меньшова, «Зависть богов», не получившая того резонанса, который выпал на долю других его картин, и фильм с участием Веры Алентовой «Время желаний» Юлия Райзмана.

За выдающийся вклад в отечественное киноискусство наградили на реальной, а не виртуальной церемонии открытия, кинематографический и семейный дуэт Владимира Меньшова и Веры Алентовой. Получая награду кинорежиссер Меньшов сказал: «В России надо жить долго. Тогда есть шанс увидеть, как игровые фильмы превращаются в документальные, и по ним начинают судить об ушедших временах - какими были троллейбусы, во что одевались люди. Это интересный поворот в жизни фильма». С картиной «Москва слезам не верит» именно так и произошло. Вера Алентова поддержала мужа: «И в браке надо жить долго. Недавно мы с Владимиром Валентиновичем отпраздновали золотую свадьбу. Он начинает говорить, и это оказывается тем, что я хотела сказать. Все наши фильмы были подвергнуты критике. С этим было связано много горьких минут, когда мы не понимали, почему так происходит, почему с нами так снисходительно и пренебрежительно разговаривают». Но, по словам лауреатов, время позволило им настояться как хорошему вину.