Таганка: скандалы, полные огня

Департаменту культуры стоит волевым решением прекратить бунт в театре, который поменял репутацию со знаменитого на вздорный

С завидным упорством, заставляющим задуматься о чьих-то тайных желаниях, комиссия по культуре Мосгордумы раз за разом инициирует слушания дел по Таганке. Вот и на этот раз на разбор таганковских полетов отвели целых три часа, но, к радости присутствующих журналистов, уложились в два. Неприглядную картину наблюдал обозреватель «МК».

Департаменту культуры стоит волевым решением прекратить бунт в театре, который поменял репутацию со знаменитого на вздорный

За длинным овальным столом человек 25–30 — в основном немолодые и усталые люди. В основном мужчины. Самая молодая и красивая среди них — Ирина Апексимова, актриса, назначенная всего месяц назад Департаментом культуры директором на Таганку. У нее растерянный вид: она еще ничего толком не успела сделать/натворить, а ее на мосгордумовском заседании уже грызут, почти распяли. Практически каждый, кто выступает, так и говорит, мол, Апексимова непрофессионал, что-то натворила в театре Виктюка, ремонт Таганке не нужен, цитируют ее интервью, придираясь к словам… Так и хочется спросить: «А храм тоже она развалила?» Со стороны: диво-дивное — машина времени заработала: товарищеский суд из далеких 40–50-х. К слову: тех, кто осуждает, профессионалами высокого полета не назовешь — достаточно заглянуть за грязные кулисы их театров.

Тому, кто не в теме, может показаться, что все очень переживают за легендарный театр, за артистов, которых обижает Апексимова, а до нее другие назначенцы на Таганку после того, как ее покинул Юрий Петрович Любимов. Поразительно, но его имя буквально не сходит ни с чьих уст, которые как заговоренные твердят: «Традиции, наследие великого мастера, учитель, ученики, сохраним…» С этим можно было бы согласиться и даже прослезиться: как важно наследие Мастера собрать, систематизировать в назидание потомкам, если бы не один факт, который делает данное заседание (как и все предыдущие) абсолютно бесчестным, бессовестным. И в силу одного этого бессмысленным.

А факт чудовищный — несколько артистов и прочие профсоюзные деятели, что сидят за столом и вещают о тяжелой жизни театра, собственными руками вышвырнули Любимова из театра. Еще все отлично помнят историю 2011 года, которая произошла в Праге, где, в частности, смелый артист Рыжиков кричал на Юрия Любимова и обвинял его в сокрытии денег. А теперь... с чистой совестью они спекулируют именем режиссера. После такого все теряет смысл! Однако большинство из собравшихся делают вид, что позорного факта не бы-ло ни-ког-да! Был некий конфликт, а Юрий Петрович сам, очевидно, по старости (уже хорошо за 90) ушел с Таганки. Вот что страшно!

Что же происходит на самом деле? Что за такая пожароопасная ситуация, которой активно занимаются депутаты, политики, профсоюзники и деятели столичного цеха культуры? Все они говорят о Таганке как о флагмане столичной культуры, где идут потрясающие спектакли, на которые ломится вся Москва. Где работают такие артисты, которых рвут другие театры и продюсеры… У каждого свой интерес, который никогда не будет озвучен: один сам хочет стать директором или худруком Таганки, другому нужен пиар за неимением конкретных дел, третьему просто охота власти, поскольку в актерской профессии он ноль, — да мало ли личных мотивов.

За два часа я услышала только два разумных выступления — Марка Розовского, худрука театра «У Никитских ворот», и директора Вахтанговского — Кирилла Крока. Последний так и сказал артистам: «Ведь это же ваши действия явились катализатором той ситуации, которая вынудила Юрия Петровича покинуть театр». «Без спектаклей, о которых все будут говорить, никогда не будет театра. Вам надо играть, хоть на камнях, а не писать письма», — сказал Марк Розовский. А Николай Губенко, возглавляющий вторую половину Таганки под названием «Содружество актеров Таганки» и сам имевший глубокий конфликт с учителем, посоветовал бывшим коллегам договориться между собой. «Пока у вас не будет согласия, пока вы будете расколоты, ничего не изменится».

Вообще то, что происходит вокруг Таганки, — месседж Департаменту культуры и даже в определенном смысле вызов ему. Кого бы туда юридически учредитель столичных театров (департамент) ни назначил, все будут съедены, вышвырнуты, невзирая на возраст, звание и прочее. Может быть, департаменту, который теперь возглавляет Александр Кибовский, стоит волевым решением просто прекратить бунт на тонущем корабле, коим на сегодняшний день и является Таганка? Уже никак не легендарная, не знаменитая, как бы многим этого ни хотелось. А исключительно скандальная и гордо заявляющая, что на 23 апреля назначен пикет, и грозящая голодовкой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру