На «Кинотавре» победили зрители

Алексей УЧИТЕЛЬ: «В фильме Анны Меликян «Про любовь» практически нет слабых мест»

15.06.2015 в 18:55, просмотров: 5925

26-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», проходивший в Сочи, завершился победой зрительского кино. Жюри под руководством кинорежиссера Алексея Учителя главный приз присудило фильму Анны Меликян «Про любовь», состоящему из нескольких смешных историй про самое главное.

На «Кинотавре» победили зрители
Алексей Федорченко с призом за лучшую режиссуру и «Слоном» Гильдии киноведов и кинокритиков.

Свой приз вручило картине «Про любовь» и жюри кинопрокатчиков, увидев в ней наибольший коммерческий потенциал. После показа к режиссеру подходили зрители со словами: «Так хочется влюбиться». Самая потрясающая фраза в фильме принадлежит Ренате Литвиновой. Ее героиня, приглашенная бывшим мужем на обследование его новой любовницы, произнесет: «Нарожает она тебе дочек, и пойдешь ты с ними вдоль берега реки». В картине заняты помимо Владимира Машкова, Евгения Цыганова еще и молодые российские актеры и японские артисты. Кастинг проводился по Интернету, после чего счастливые избранники приехали в Москву, чтобы спеть на русском языке «Гоп-стоп» Александра Розенбаума.

— Кино — бегство от реальности, — говорит Анна Меликян. — Я тоже убегаю в другое измерение. Мне хотелось, чтобы у меня был хоть один успешный в прокате фильм. Я впервые снимала кино для зрителей, корыстно позвала звезд, чтобы они потом мне деньги принесли. Я рассказываю истории, которые мне интересны, а их герои понятны. Сейчас много прекрасных, бескорыстных и щедрых девушек, чего нельзя сказать о мужчинах.

Владимир Машков появился в картине за неделю до начала съемок подобно спасителю. Он согласился, не читая сценария, просто потому, что его об этом попросила Анна Меликян. В ночь перед съемкой сгорел офис группы, пришлось переносить сроки, а приглашенный до Машкова артист не смог в них вписаться.

Награда за режиссуру досталась Алексею Федорченко, снявшему «Ангелов революции». Спрашиваю у Алексея, чувствует ли он себя лучшим режиссером.

— Нет у меня уже таких амбиций. Я вообще не люблю в конкурсах участвовать. Спасибо моим коллегам за то, что заставляют поволноваться. В прошлом году я приезжал на «Кинотавр» как гость. Это самое прекрасное состояние, когда ты не думаешь о том, кто лучше и почему ты хуже, а просто смотришь работы друзей и отдыхаешь.

— Но есть у вас ощущение, что вы не такой, как все, работаете по-особому?

— Конечно.

Приз за лучшую мужскую роль достался четверке актеров «Тряпичного союза» Михаила Местецкого: Василию Буткевичу, Ивану Янковскому, Александру Палю и Павлу Чинареву. Как скажет член жюри актриса Олеся Судзиловская: за мощнейшую мальчишескую энергию.

— Наши герои представляют собой четыре разных пути сопротивления миру, — говорит Местецкий. — Эти парни — просто клад. Я счастлив, что их нашел.

фото: Геннадий Авраменко
Михаил Местецкий с женой Нигиной Сайфуллаевой.

Агриппина Стеклова показала актерский класс в картине «Инсайт» Александра Котта, но награды не получила. Жюри предпочло дебютантку Полину Гришину, сыгравшую католическую монахиню, отправившуюся в Тибет, в фильме «Спасение» Ивана Вырыпаева. Она театральная художница, ученица Дмитрия Крымова. Главную роль должна была изначально играть жена Вырыпаева — польская актриса Каролина Грушка. Готовясь к фильму, Полина жила неделю в католическом монастыре в Польше.

Приз за лучший сценарий им. Григория Горина присудили авторам антиновогодней комедии «Страна Оз» Василию Сигареву и его соавтору Андрею Ильенкову. Сигарев считает своего коллегу великим современным писателем. Жюри в лице сценариста Николая Куликова, вручавшего награду, привлекла в картине зубастая, сумасшедшая русская речь, за которой видна зубастая сумасшедшая жизнь.

Приз им. М.Таривердиева за лучшую музыку к фильму получил композитор Николя Рабеюс за «Синдром Петрушки» Елены Хазановой.

— Это замечательный швейцарский композитор, — говорит Елена. — С ним мы давно работаем. Начинали с сериала, потом на документальной картине. Вместе делали мой предыдущий игровой фильм «Сэм». Не зная русского языка, российских актеров и произведения Дины Рубиной, он посмотрел монтаж без титров и эмоционально почувствовал эту картину. Николя увидел, как герой Евгения Миронова делает куклу, и написал главную тему. Я позвонила Николя, поздравила с наградой. Он счастлив.

За операторскую работу отметили Андрея Найденова и картину «Находка» — экранизацию одноименной повести Владимира Тендрякова. Необъятность русской природы снимали в Карелии и Финляндии — там дешевле и снега больше. Режиссер фильма Виктор Демент — однокурсник Андрея Звягинцева и снял всего лишь вторую свою картину.

За лучший дебют наградили калмыцкую ленту «Чайки» Эллы Манжеевой. Это одна из семи дебютных работ в конкурсе нынешнего «Кинотавра». Режиссер родилась в Калмыкии, училась в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и на Высших режиссерских курсах у Владимира Хотиненко. «Чайки» — первый калмыцкий фильм, снятый на калмыцком языке за последние 20 лет. Это история про молодую женщину, которая поверила в себя. Поначалу съемочная группа столкнулась с недоверием у себя на родине, а теперь показы картины сопровождаются выступлениями национальных коллективов, хлебосольными застольями с национальным угощением. Всем в Сочи понравился густой суп из баранины и пельмени.

фото: Геннадий Авраменко
Яна Троянова радуется призу за лучший сценарий, который ее муж, Василий Сигарев, разделил с Андреем Ильенковым.

Спецдиплом жюри вручили Андрею Зайцеву за фильм «14+», занявший по итогам зрительского голосования первое место. Гильдия киноведов и кинокритиков поделила своего «Слона», отметив екатеринбуржцев Алексея Федорченко (у него это пятый «Слон» на «Кинотавре») и Василия Сигарева (у него тоже не первый «Слон»). Дипломом наградили Наталью Кудряшову за картину «Пионеры-герои».

Алексей Учитель, кинорежиссер, председатель жюри «Кинотавра», ответил на несколько вопросов «МК».

— Почему вы выбрали «Про любовь»?

— Потому что это очень хорошее кино с прекрасными актерскими работами, с хорошей режиссурой и задумкой. Оно цельное. В нем практически нет слабых мест.

— Обычно на фестивалях стремятся наградить новаторское кино, отличающееся новым киноязыком.

— А здесь язык очень современный и необычный. Я давно не видел, чтобы так изобразительно и современно была бы решена картина. Это не так просто.

— Но выбор был?

— Конечно, все 14 фильмов. Жюри сделало свой выбор органично.

— После того как вы посмотрели конкурс, перед вами открылась панорама современного российского кино. Что в нем хорошего? И что пугает?

— Есть фильмы лучше, есть хуже. Открытий не так много. Это правда. Но крепких картин, хорошей режиссуры и разнообразия хватало. Все идет нормально.