Кончаловский репетирует "Преступление и наказание"

Михаил Швыдкой - о будущей постановке: «Это будет жесткий спектакль о цене жизни»

16.07.2015 в 14:36, просмотров: 10610

...Московские сцены опустели, сезон закрыт, а в Театре мюзикла в Филях — страдная пора: полным ходом, как разогнавшийся локомотив, идет подготовка к грядущей премьере необычной оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» в постановке Андрея Кончаловского. Самое страшное позади — Сонечки и Раскольниковы, слава богу, найдены. Теперь на очереди — сложные ансамблевые решения, переносящие нас на 150 лет назад, — о чем нам, собственно, и рассказал глава театра Михаил Швыдкой.

Кончаловский репетирует
фото: Геннадий Черкасов

...Два часа дня, артисты бегут на репетицию, благо масштабные кастинги по всей стране пройдены. Подъезжает и Кончаловский. Все творческие умы, втянутые в эту эпопею, долго вынашивали в себе «Преступление»; долго созревали. Во всем чувствуется, что это не какая-то там проходная постановочка. Уж больно требовательный материал. ««Так кто же убил?» — Спросил Раскольников, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом: «Как кто убил?.. Да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с...». — Прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».

— Премьеру мы железно назначили на 17 марта 2016-го, — говорит Швыдкой, — ведь это год 150-летия романа Достоевского «Преступление и наказание» (роман завершен в 1866). Специально мы, естественно, не подгадывали, но во всяких совпадениях есть своя мистика. И мы, вероятно, будем единственными, кто в столь знаменательный год выпустит спектакль на основе легендарного романа.

— В какой стадии постановка сейчас?

— Андрей Сергеевич, выражаясь профессиональным языком, «разводит» спектакль — занимается пластическими решениями, и все это продлится до конца августа. Причем, репетирует он очень интересно, — вчера, например, к нему присоединились и Эдуард Артемьев с Юрием Ряшенцевым, так вытащить их из зала было невозможно — все так увлеклись! Затем в репетиционный процесс вступает хореограф Юрий Посохов (после того, как в Большом театре закончит свой спектакль «Герой нашего времени») вместе с хормейстером Татьяной Солнышкиной. Кстати, одновременно завершится работа над аранжировками. У нас есть некоторые хитрости. На роль Сони назначены замечательные актрисы — Теона Дольникова, Екатерина Новоселова, но мы предъявим публике и еще двух прекрасных исполнительниц, которых москвичи пока не знают. Вообще же мы отсмотрели на роль Сони 1500 человек. И вот одна из выбранных нами приехала из Донецка.

— То есть мы будем иметь по 3-4 артиста на главные роли?

— Если репетиции пойдут удачно — они сохранят свои места, а если нет — увы. Наверное, это безжалостно, но материал очень трудный, архисложная работа, и мы хотим уберечься от возможных провалов. Любимый публикой Алексей Колган (в «Жизнь прекрасна» поет репертуар Утесова) репетирует Свидригайлова, Ефим Шифрин — и Свидригайлова и Мармелодова. Раскольниковых тоже четверо — это двое наших ребят (Станислав Беляев и Денис Котельников) и еще два молодых артиста, которых мы нашли в Санкт-Петербурге. Посмотрим, я боюсь сглазить. Пока репетиции идут на большом градусе увлеченности. Проблема состоит в том, что Андрей будет делать перерыв на съемку фильма.

— Когда?

— В сентябре, октябре и ноябре он снимает картину под названием «Рай» — замечательный сценарий, интересная история, но у нас, понятно, это вызывает чувство здоровой ревности. Артисты же в этот момент будут заниматься хореографией и вокалом.

— На жанре «Преступления» мы не акцентируем внимания?

— Мы с Андреем решили так: от греха подальше назовем это «музыкальным спектаклем». Сказать, что это рок-опера — нельзя, сказать, что мюзикл — тоже сложно, просто опера — невозможно. Будет, кстати, очень большой и необычный состав оркестра. Помимо живого звука, записываем оркестр народных инструментов, — всё делаем для того, чтобы замечательная партитура Артемьева сохранилась. Продолжительность — до трех часов, не больше.

— Вы увидим массовые танцевальные сцены, присущие мюзиклу?

— Как раз в нашем спектакле главный персонаж помимо Раскольникова и Сонечки, — это ансамбль, массовка, «многоликий народ»: причем все роли — от революционеров до проституток — очень хорошо прописаны. То есть Соня и Раскольников рождаются из этой многоголосой, нервной толпы.

— Понятно, что каждый выуживает в романе свой смысл...

— О смыслах всегда трудно говорить, но мы делаем спектакль о том, что жизнь человеческая в современном мире ничего не стоит, и о том, как к людям постепенно возвращаются важнейшие ценности — суть жизни, ее цена, понимание того, что любая кровь несет в себе разрушение личности. Да, этот спектакль будет жестким, но он в итоге — о победительной силе любви. Любви и к Богу, и человека к человеку.

— Пока «Преступление» — единственный крупный проект театра?

— Скажу, что сезон мы откроем концертом памяти Людмилы Марковны Гурченко (с участием Ширвиндта, Боярского etc.). А в октябре-ноябре, параллельно с работой над «Преступлением», объявим кастинг на спектакль «Принцесса цирка», — сейчас как раз идут переговоры с Себастьяном Солдевилья (это режиссер полюбившейся зрителям «Кухни», недавно шедшей на сцене Театра мюзикла). Так вот он вместе с Мариной Швыдкой будет постановщиком. По жанру — это оперетта с цирком, куда мы приглашаем профессиональных цирковых артистов (премьера — сентябрь 2016-го). Так что работа идет грандиозная и очень надеюсь, что всё у нас получится.