Марлен Хуциев получит «Золотого леопарда» в Локарно

Программа фестиваля отличается «грузинским акцентом»

22.07.2015 в 21:31, просмотров: 3932

С 5 по 15 августа в швейцарском Локарно пройдет 68-й Международный кинофестиваль. В его главном конкурсе представлена картина российского режиссера Бакура Бакурадзе «Брат Дэян», больше известная по первому, рабочему названию «Генерал».

Марлен Хуциев получит «Золотого леопарда» в Локарно

Рассказывает она о том, как прожил последний год до ареста и Гаагского трибунала один из генералов Балканской войны. Он вынужден скрываться, мечется по стране, у него фактически нет близких людей. Картина Бакурадзе основана на реальных событиях и напоминает путь сербского генерала Ратко Младича. Главные роли сыграли Марко Николич и Миша Тиринда. Снимался фильм в Сербии и на языке этой страны. Профинансировали его в основном частные российские компании.

Первый полнометражный фильм Бакурадзе (он выпускник мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе) «Шультес» участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах, а второй — «Охотник» — показали там же, в программе «Особый взгляд». И вот спустя четыре года — новая картина.

В главном конкурсе участвует также франко-грузинская «Зимняя песня» грузинского, а когда-то советского режиссера Отара Иоселиани, живущего в Париже. Год назад он отметил 80-летие. Снята картина при содействии двух министерств Грузии — культуры и обороны. Последнее предоставило в распоряжение режиссера 80 пехотинцев и военную технику. Историческая эпоха не конкретизируется. Это путешествие во времени, и каждый зритель волен делать собственные трактовки. Снимали «Зимнюю песню» на «Грузия-фильм» осенью 2014 года.

Российский классик Марлен Хуциев накануне 90-летия будет награжден в Локарно почетным «Золотым леопардом». Ранее этой награды удостаивались Александр Сокуров и Кира Муратова. В ретроспективу Хуциева вошли фильмы: «Был месяц май», «Два Федора», «Июльский дождь», «Послесловие», «Застава Ильича», «Бесконечность». Сам режиссер говорит: «Бесконечность» тяжела для восприятия, но самая моя». В ретроспективу вошла и картина «Хуциев. Мотор идет!» Петра Шепотинника, снятая в 2015 году, в том числе и на съемочной площадке фильма «Невечерняя». Работу над этим многострадальным проектом Марлен Мартынович продолжает много лет. Слава богу, нашелся просвещенный меценат, выделивший средства на его завершение. Рассказывает «Невечерняя» о встрече Чехова и Толстого.

Так что программа Локарно имеет грузинский акцент. Бакурадзе родился в Тбилиси, а Хуциев и Иоселиани еще в Тифлисе. Про себя Хуциев говорит: «Я грузин московского разлива. Хотя меня в какой только национальности не обвиняли — называли осетином и турком».

В короткометражном конкурсе участвует работа студентов Московской школы нового кино Егора Шевченко и Рината Бекчинтаева «Восточный рабочий». Оба ученики Дмитрия Мамулии, тоже уроженца Тбилиси. Покажут в Локарно и документальный фильм «Киев–Москва. Часть I» Елены Хоревой, рассказывающий о москвичах и киевлянах, представителях одних и те же профессий. Особенно впечатляет эпизод, связанный с сотрудниками «скорой помощи», подвергающимися атаке со стороны горожан. Елена Хорева — ученица Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, как и Денис Клеблеев, вошедший в состав жюри «Леопарда завтрашнего дня». Он также представлять в Локарно свой фильм «Странные частицы». Елена и Денис принимали участие в создании киноальманаха «Зима, уходи!», показанного в Локарно в 2012 году.

С Марленом Хуциевым мы поговорили накануне его отъезда в Локарно.

— У меня там будет ретроспектива. Я должен встретиться еще раз с Локарно, который люблю и где не раз бывал. У меня с этим городом связано много приятных воспоминаний. Говорят, что он очень изменился. Однажды я там чуть не стал председателем жюри. Но из-за того, что не владею иностранными языками, остался просто членом жюри. А в следующий свой приезд представлял картину «Июльский дождь», но не в конкурсе. После показа весь зал встал. Это уже было спустя много лет после выхода фильма.

— Видели документальную картину Петра Шепотинника о вас?

— Нет, не видел. Я даже не знал, что она существует.

— Хорошо, что ее покажут. В нее вошли кадры со съемочной площадки картины «Невечерняя». Организаторы фестиваля надеялись, что вы ее закончите и премьера состоится в Локарно.

— Нет, закончить я не мог. На какое-то время пришлось прервать работу, потому что у меня были всякие медицинские дела. В сентябре собираюсь в Ялту. Нужно там и в Севастополе еще немного подснять. В октябре поедем во Владикавказ, где снимем сцены «Хаджи-Мурата».

— На фестивале собирается отличная грузинская компания — Бакур Бакурадзе, Отар Иоселиани...

— Знаю. Отара помню еще с той поры, когда он был студентом. Рад, что увижу Бакура. Он очень достойный человек и режиссер. Его жена тоже моя ученица. Не знаю, приедет ли она. В Локарно будет и мой добрый французский приятель. Будет с кем поговорить.  

— Долго пробудете в Локарно?

— Пять дней. Договорился, что задержусь на два дня в Цюрихе, мимо которого все время проезжаю и толком не видел. Должен был лететь на фестиваль через Милан, но мне очень нравится дорога на поезде. Она проходит мимо озера. Невероятная красота! Поэтому и попросил организаторов отправить меня через Цюрих. Обещали показать и ближайшие города — Аскону и Лугано. Но есть еще одна мечта: хочу рвануть из Локарно в Милан, где бывал когда-то. Тогда мне не посчастливилось увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.