Ирина Купченко стала "Училкой"

Знаменитая актриса получила на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге приз за лучший фильм

Фестиваль в Выборге отметил главными призами фильм Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» в конкурсе копродукции, мультфильм Екатерины Соколовой «Волк Вася» в конкурсе анимации, «Последнего рыцаря империи» Сергея Дебижева в конкурсе неигрового кино. В основном конкурсе победил не фильм, а актриса.

Знаменитая актриса получила на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге приз за лучший фильм
Ирина Купченко. Фото: Тихон Чернышев

23-е «Окно в Европу» завершилось субботней вылазкой в Европу продюсеров и прокатчиков. В ближайшем по ту сторону границы с Финляндией живописном городке Котка прошла встреча с финскими коллегами для обсуждения перспектив сотрудничества и возможностей продвижения российского кино в европейские кинотеатры. Накануне, перед церемонией закрытия, там же состоялась международная премьера фильма «Училка». В результате режиссер-дебютант Алексей Петрухин получил аплодисменты финской публики, первое место в конкурсе «Выборгский счет» от зрителей Выборга и суровую отповедь судейской коллегии на традиционном Открытом заседании членов жюри. Впрочем, разгрому подверглась вся конкурсная программа.

Председатель жюри Светлана Проскурина обрушила на собравшихся спонтанную обличительную речь, которая мгновенно стала хитом и разошлась на цитаты. «Дорогие режиссеры! Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать - о чем вы с ним разговариваете? А то выходит человек, два часа конструляется по экрану, у него, видите ли, депрессия. С ума можно сойти! Каким зашел, таким и вышел, но два часа мотается. Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, чудовищно работают актеры». «Мы проделали путь от «Чужих писем» не скажу к чему». «Какой прокат?! Горячечный сон». «Девушка не может соединить три кадра, но она про глубокое». «В каком-то смысле это очень цельная программа, она поразительным образом говорит о том, как мы живем. Мы обожрались фальшивостью, мы не понимаем, что едим только лапшу-доширак и нам уже почти нравится ее вкус».

Член жюри Владимир Котт поделился сомнениями: «Я понял, что можно сколько угодно снимать бескомпромиссное кино и у него будет пять-десять копий. При этом есть зритель, который уходит со слезами на глазах после отвратительного, на мой взгляд, фильма. Возникает вопрос: может, мне надо поменяться и двигаться в сторону зрителей? Для меня это сейчас главная проблема: как делать кино, которое и совпадает со зрителем, и не теряет в качестве. Надеюсь, опыт этого фестиваля поможет мне что-то понять".

Но в одном и жюри, и зрители были едины – самой высокой оценки заслужила самоотверженная работа актрисы Ирины Купченко, весь ее творческий путь, профессиональное и человеческое достоинство. Раз лучшего фильма в конкурсе обнаружить не удалось, главную награду отдали прекрасной актрисе. В эксклюзивном интервью для МК удалось расспросить Ирину Купченко о работе над «Училкой», проблемах образования и о том, какое кино нужно сегодня.

- Ирина Петровна, неслучайно, вручая вам Гран-при, председатель жюри Светлана Проскурина вспомнила тончайший фильм Ильи Авербаха «Чужие письма», где вы впервые сыграли учительницу. Сорок лет назад та ваша героиня отчаянно, но предельно деликатно пыталась объяснить ретивой старшекласснице основы этики и взаимного уважения. Преподаватель с сорокалетним стажем Алла Николаевна, которую вы сыграли в «Училке», снятой без всяких полутонов и нюансов, пытаясь вразумить учеников, хватается за пистолет. Неужели время настолько изменилось?

- Думаю, сегодняшние зрители вообще бы не поняли, о чем шел разговор у Ильи Авербаха. Какие чужие письма? Почему нельзя их читать? Недавно в книжном магазине искала прозу писателя-фронтовика Виктора Астафьева, а увидела буквально ряды автобиографий ныне здравствующих людей, в которых никакой приватной жизни совсем не остается, все на продажу. Пишут обо всем и обо всех, не уважая прошлые отношения, буквально перетряхивая исподнее, не считаясь с тем, что человек тебе когда-то доверял и вовсе не рассчитывал, что близость и дружеские откровения возьмут вдруг и вывалят на всеобщее обозрение. Это теперь обычное дело.

- И все же, чем вас привлекла эта роль?

- Тем, что в фильме много напрямую сказано о сегодняшних проблемах. Буквально обо всех. Иногда может быть слишком прямолинейно, в лоб. Но в этом есть и свое достоинство. Фильм пытается привлечь внимание к больным вопросам, проговорить их вслух, без иносказаний и намеков. Мне кажется, это важно.

- Вы работали со многими выдающимися режиссерами. Не было опасений, что дебютант может не справиться?

- Алексей Петрухин думающий, молодой, современный человек, гораздо моложе меня. Это хорошо, когда есть свежие эмоции, когда режиссер еще не успел наработать штампы. Для меня не имеет никакого значения – дебютант или опытный мастер. Главное, чтобы было содержание и понимание, о чем снимается кино.

- Кто для вас был самым лучшим режиссером?

- Не могу назвать самого лучшего, они все разные. Это отдельные, непохожие друг на друга миры. Если мне интересно с режиссером, если я вижу, что он талантливый человек, я его ни с кем не сравниваю, просто работаю и получаю удовольствие.

- Вы давно не появлялись на экране. Почему?

- На самом деле я постоянно снимаюсь, но до проката эти фильмы редко доходят. Получается, что для меня они есть, а для зрителей нет. Лет десять назад я уже получала приз в Выборге - за роль в картине Романа Балаяна «Ночь светла». Нежный, добрый фильм. Он очень понравился фестивальным зрителям, а в кинотеатрах почти не шел.

- «Училку» не постигнет та же судьба?

- Надеюсь, нет. Мне бы очень хотелось, чтобы картину посмотрели, чтобы она дошла до зрителей. Конечно, всегда ждешь, что фильмы, в которых снимаешься, увидят зрители, но в этот раз особенно. Потому что это смысловая картина, она о том, что именно сегодня волнует.

- Есть общее во взглядах, которые высказывает ваша героиня Алла Николаевна и тем, что думаете лично вы?

- Мне ее взгляды во многом близки. Мне в «Училке» больше всего импонирует то, что все говорится открытым текстом, прямо, откровенно, честно. У нас ведь практически нет фильмов на злобу дня, чтобы звучали вопросы, которые мы задаем ежедневно.

- Трудно было с начинающими артистами, сыгравшими учеников?

- Очень! Они настоящие. Ты-то играешь, пользуешься своими приемами, приспособлениями и ничего сделать с собой не можешь, это твоя профессия. А у них все правда. Конечно, они тоже играют, но в них нет наработанного багажа, как у профессиональных актеров.

- Вы впервые в одном фильме с Розой Хайруллиной?

- Да, но у меня не было с ней общих сцен. К большому сожалению. Вот она, кстати, подлинная - как дети.

- Вы так изумительно выглядите, а в фильме с вашей внешностью обошлись довольно жестко. Как вы на это решились? Не обидно было?

- Дело в том, что если так задумал режиссер, которому я доверяю, я сделаю все, что необходимо для роли, для фильма. Я же не Анджелина Джоли, мне не нужно думать о том, чтобы непременно выглядеть красавицей. Гримом я практически не пользуюсь, это все светом делается. И на экране я вижу не себя, а свою героиню. Она такая, вот и все.

- Несколько раз в фильме возникает разговор о дочери Аллы Николаевны, видно, что для нее это больная тема, но что произошло, так и не проясняется.

- Дело в том, что ее дочь вышла замуж за немца, а он член полуфашистской организации, практически неонацист. В фильме это показано мельком, а в сценарии было прописано абсолютно понятно. Мать и дочь не общаются. Поэтому она такая опущенная и несчастная в начале фильма. Кроме того, что моя героиня устала от школы, она еще от своих семейных проблем мучается. Но они тоже остались за кадром.

- Снимали в павильоне или настоящей школе?

- В самой обычной, в городе Королеве, школа № 7. Андрей Мерзликин, который играет спецназовца, в ней учился. Такое случайное совпадение, что именно эту школу для съемок выбрали. Я его спросила: ну как тебе было? Говорит: как-то страшно, непривычно, странно. Но ради того, чтобы снова войти в это знакомое с детства здание, с готовностью согласился на небольшую роль.

- Вам знаком фильм Жана-Поля Лильенфельда «Последний урок» с Изабель Аджани? Где учительница вступает в вооруженный конфликт со своими учениками?

- Все о нем говорят, но я-то вообще его не смотрела, даже не слышала прежде о таком. Алексей Петрухин специально нашел и посмотрел впервые уже после нашей премьеры в Выборге, когда стали упрекать в неслучайном якобы сходстве и чуть ли не в плагиате. Он действительно, как и я, не видел «Последний урок» и не знал о нем. Видно, какие-то сюжеты в воздухе витают, потому что актуальны для любого общества.

- Были у вас консультанты по современной школьной жизни?

- Мы все консультанты по школе, разве нет? Тут все проблемы затронуты, о которых мы и так знаем.

- Вы действительно считаете, что сейчас кризис образовательной системы?

- Конечно! Он давно произошел, когда изменились все стандарты образования. А главное, что у школы убрали, причем сознательно убрали, воспитательную функцию. Дело в том, что именно в школьном возрасте, в 14-15 лет формируется личность, как раз в эти годы подростки больше всего времени проводят именно в школе. Поэтому на ней большая ответственность. Прежде это понимали. И школа даже не столько давала знания, сколько обеспечивала формирование личности. Детьми занимались очень много. Сейчас этого нет.

- После съемок ребята, игравшие учеников, изменились?

- Очень! Хотя все сняли быстро, всего за две недели, на долгий съемочный период не было ни денег, ни возможностей, картина совсем малобюджетная. Но до этого ребята встречались с режиссером раз в неделю для репетиций на протяжении полугода. Сначала были такими, как их герои в первой половине фильма. Отвязные, самоуверенные, шумные, потом постепенно становились другими. А я к ним в класс вошла в первый съемочный день, раньше мы не были знакомы. Так решил Алексей Петрухин: чтобы они сразу увидели меня не как актрису, а как свою учительницу, классного преподавателя.

- Ваша Алла Николаевна произносит страстный обличительный монолог против гаджетов в руках каждого школьника, говорит, что это бессмысленные коробочки, которые заменяют им жизнь. Как вы относитесь к этому повальному увлечению?

- Так и отношусь. Считаю, что от этого много вреда. Я ни в каких соцсетях не состою. Как можно общаться анонимно? Когда кто угодно может что угодно сказать, написать, облить грязью. Абсолютно не отвечая за свои слова, оставаясь неизвестным, не имея лица. Смешно отрицать, что в соцсетях много хорошего, полезного, но есть и такие недопустимые вещи. Но если я в своем возрасте все-таки могу без потерь войти в виртуальный мир, потому что прожила реальную жизнь, то для подростка, для ребенка это опасно. Он в эту виртуальность настолько погружается, что к реальной жизни уже не способен, теряется в ней. Это большая проблема. Известно ведь, что Стивен Джобс и многие другие, кто создавал компьютеры, айпады и прочее, своим детям не разрешали пользоваться этой техникой больше, чем полчаса в день, а то и вовсе запрещали. И все знаменитые компьютерщики так поступают, это не случайно, Реальный мир ничем нельзя заменить.

- Сейчас невероятно много агрессии кругом: в соцсетях, на телеэкране, в жизни. На этом нервном фоне, на ваш взгляд, какое кино необходимо, какие фильмы будут востребованы?

- Те, что помогают жить. Искусство не должно быть деструктивным, не должно разрушать психику человека, его представление о мире. Основная задача искусства - поддержать, помочь, воспитать чувства. Не в нравоучительном смысле, а именно с целью развить в каждом силу духа, желание жить и не терять надежды.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру