Конкурс Таривердиева: как сделать с нуля музыкальный фестиваль

Вера Гориславовна: « Органисты находятся на периферии музыкального менеджмента. Мы пытаемся преодолеть это»

…В Калининграде завершился потрясающий органный фестиваль имени Микаэла Таривердиева, про который прославленный французский органист Жан Гийю сказал, что он дает солистам самое важное – ощущение свободы. Итак, первая премия досталась виртуозной японке Икуе Миками, вторую – взял самый молодой участник смотра Лукас Ойлер (Германия), ну а третью – поделили Антонио ди Дедда из Италии и Мария Лебедева (Россия). Мы же по проблемам современного конкурсного движения пообщались с арт-директором форума – Верой Таривердиевой, которая создала конкурс имени своего мужа и достойно его ведет все эти годы.

Вера Гориславовна: « Органисты находятся на периферии музыкального менеджмента. Мы пытаемся преодолеть это»
Вера Таривердиева. Фото: youtube.com

– Вера, мои знакомые композиторы-академисты после минувшего конкурса Чайковского сетовали на то, что там не представлены современные композиторы. Дескать, у нынешних солистов утрачивается связь с композиторским цехом…

– Знаете, эта связь не может решаться на конкурсе Чайковского. У смотра совершенно иные задачи. Это один из главных брендов как СССР, так и нынешней Россия. Конечно, было бы хорошо, если б на втором туре «Чайковского» предоставлялось право играть то, что люди сами хотят. И вот тогда могли бы появиться современные авторы. Вот как у нас, например, на конкурсе органистов – свободная концертная программа плюс произведение Таривердиева. И конкурс Чайковского, наверное, мог бы пойти на такой небольшой эксперимент, но, по большому счету, смысл его не в этом. У меня все время спрашивают – а что нового на вашем конкурсе? Ответ всегда один: новое – это новые имена. Наша цель и задача – дать возможность участнику показать себя в разном репертуаре, но держать традицию.

– По-моему, об этом неплохо сказал профессор консерватории Обелина Джеймс Дэвид Кристи, член жюри Московского тура, что таривердиевский смотр «задал тон многим конкурсам по всему миру, которые пошли даже на изменение своих программ».

– Относительно программы. Спасибо Гарри Яковлевичу Гродбергу, который помогал мне ее делать, предложив, фактически, свой регламент. То есть идеи нетаривердиевского репертуара – его. Люди должны быть приобщены к традиции. И вспоминая снова конкурс Чайковского, думаешь – как здорово, что для многих тысяч меломанов появилась возможность смотреть все туры в реальном времени в интернете. Вот это и есть современность. А предъявлять КЧ претензии, что там нет музыки современников, – есть старое, настоявшееся вино. И не надо его ничем разбавлять. Вам хочется современной музыки? Придумывайте! Делайте конкурсы.

– Как вы.

– Да, как я. Я же начинала с нуля. И понятия не имела, как делаются конкурсы. Когда учредительные документы были готовы, и программа сформировалась, я приехала в Москву из Калининграда, позвонила музыковеду Льву Григорьевичу Гинзбургу (который тогда работал в Москонцерте) и спросила – «Лев Григорьевич, как делаются конкурсы? Что нужно для того, чтобы это начать?». Он ответил – сделайте буклет с программой, разошлите, пригласите членов жюри и… начинайте. И мы начали. Так вот пусть все любители современной музыки сами позаботятся о такого рода конкурсах. Причем, новое должно удачно сочетаться с классической традицией. Дело надо делать. Увы, в ходе нашего конкурса в Калининграде я не могу похвастаться такой же чудной атмосферой, которая была на конкурсе Чайковского. Нет, у нас прекрасная атмосфера на открытии-закрытии, сопровождающих мероприятиях, фестивале «Орган+», а на прослушивании народу мало.

– Почему?

– В Калининграде нет музыкальной публики. А точнее, ее мало. На конкурсе ведь что важно? Слушать разное. Сравнивать. Болеть. Сопереживать. Вот это и есть вовлеченность в музыку. Когда ты споришь с соседом – можно так играть или нельзя, это безумно интересно.

– Вера, сейчас завершился уже 9-й конкурс. Можно ли сказать, что со временем лицо солиста-конкурсанта как-то сильно изменилось?

– Трудно ответить, но приведу такой факт. С первого конкурса мы затеяли такую традицию: я приглашала конкурсантов в интернет-кафе, где все они вместе общались (под пиво и небольшие закуски), задруживались друг с другом. Так вот на прошлом, восьмом конкурсе я тоже всех пригласила. Пришло три человека. В этот раз я вообще этого делать не стала. Им почему-то это не нужно. Они сами по себе группируются – кто с кем. Не то, что не дружат – дружат, даже ассистируют друг другу. Но система внутренних отношений изменилась. Люди стали другими, не люди, а способ общения.

– А на их музыке это как-то сказалось?

– Сложно сказать. Что мы вообще ждем от солиста? Первое – качества, второе – яркости в сопереживании той музыке, которую играешь. Хоть ты тресни: сколь угодно ты можешь быть в интернете, но сцене ты должен быть максимально открыт. Только тогда ты интересен. Для публики важен яркий талант. И на всех конкурсах у нас были такие участники, иной раз, просто потрясающие. Вот, например, блистательная Лада Лабзина – ответственный секретарь жюри, при этом она победитель Второго конкурса 2001 года; звезда мирового уровня, причем, она ярче многих и многих ТАМ. Или вот солистка Калининградской филармонии Хироко Иноуэ – она тоже наш потрясающий лауреат Четвертого конкурса. На фестивалях они так дополняют друг друга! Лада в игре – это мощь, это страсть, пассионарность, а Хироко – тонкая японская графика и акварель…

– Я уж молчу о таких звездах как французский органист Батист-Флориан Марль-Уврар, первая премия 2011…

– Лучше, чем он «Quo Vadis?» Таривердиева никто не играл. И Уврара ни с кем не спутаешь, не спутаешь ни с чем все его фирменные регистровки. Был такой случай. Уврар участвовал в престижном конкурсе в Шартре. Там все играют инкогнито. Первый раздел – интерпретации, а потом – импровизации. Мы, в качестве приглашенных гостей, сидели в зале, обсуждали. И вот заиграл некто первую импровизацию, прошло буквально несколько тактов, и я сразу поняла, что так играть могут только два человека в мире – Уврар и Тьерри Эскеш. Эскеш в этот момент сидел в жюри. Уврар… да, это он был за органом. Так как – тебе задают григорианский хорал, а дальше – твоя импровизация. Так у него начиналось так, будто это самолет взлетал. Совершенно современное звучание. В следующем году – таривердиевский юбилей (если так можно выразиться, двойной – 85 лет со дня рождения и 20 лет со дня смерти), и я надеюсь, что программу «Quo Vadis?» с Увраром мы сможем показать в нескольких городах. Это производит на всех – меломанов со стажем или неофитов – неизгладимое впечатление.

– Хотя это самая что ни на есть современная музыка…

– Понимаете, когда говорят «современная музыка», думают, зачастую, прежде всего о себе. Забывая, что она может отпугнуть так, что человек ничего больше не захочет слушать.

– Вы обмолвились о большом фестивале…

– Да, у нас есть такая идея. И мы сейчас обратились в с просьбой поддержать это начинание: в фестивале готовы участвовать многие города как российские, так и зарубежные…

– Но форум не будет сугубо органным?

– Нет, конечно. Предполагаются три программы: Большой театр на Новой сцене в завершение сезона даст Таривердиев-опера-гала (концерт будет составлен очень интересно – как одно целое из всех четырех опер Микаэла Леоновича; также в начале и в финале прозвучит ансамбль из оперы по мотивам Бомарше «Женитьба Фигаренко», которая никогда не ставиласть). Большой за это уже взялся и делает. В зале Чайковского у нас запланирован концерт из произведений крупного жанра в первом отделении, и кино-гала – во втором с участием известных актеров. Там, кстати Вероника Джиоева исполнит Концерт для голоса (без слов) и оркестра, который не звучал 50 лет. И третья составляющая – органные концерты с Увраром в Москве, Красноярске, Томске, Перми, Екатеринбурге…

– Если судьба солиста-пианиста хоть как-то может просчитываться, то с органистами все гораздо сложнее. Что им дает ваш конкурс?

– Простой пример. Иветта Апкалне, победившая на Третьем конкурсе, сейчас настоящая звезда европейского органа. Уврар – ныне главный органист в парижском соборе Сент-Эсташ, и сменил он на этом посту настоящую легенду – Жана Гийю. Конечно, это не то, что впрямую влияние нашего конкурса, но и его в том числе. Конкурс дает возможность им почувствовать себя в контексте, проявить себя, получить специальные премии в виде сольных концертов. А это и опыт, и формирование имени. Органисты в этом смысле более «бесхозные», чем все остальные солисты. Они, увы, находятся на периферии музыкального менеджмента (только в Штатах есть концертное агентство, занимающееся только органистами). Всё это связано со спецификой существования органной культуры в мире, мы пытаемся преодолеть эту специфику. Мы делаем события, демонстрирующие орган в качестве полноправного участника концертной жизни – не периферийного, не отдельного! Включенного в общую музыкальную ткань. И мы это постоянно показываем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру