«Небесные голоса» от Баха до Вьерна

В соборе свв. Петра и Павла органистка Елена Привалова-Эпштейн разрушит все стереотипы

...У неспециалистов в органном деле есть странное убеждение, что на романтических органах с пневматической трактурой (если грубо объяснить — это когда сигнал от клавиш до труб «медленно» идет по свинцовым трубочкам) невозможно играть виртуозные опусы. Так вот известная органистка Привалова-Эпштейн (помимо прочего известная в столице своим летним фестивалем в «Кусково») всем своим творчеством доказывает обратное. Что и будет продемонстрировано на скором концерте в соборе свв. Петра и Павла в Москве.

В соборе свв. Петра и Павла органистка Елена Привалова-Эпштейн разрушит все стереотипы
Елена Привалова-Эпштейн. Фото: organconcert.ru

— Лена, — спрашиваю, — как тебе «Зауэр» (на котором предстоит играть), орган с совершенно фантастической судьбой (стоял в кирхе, в крематории, был разобран, и... снова он в кирхе!), о чем «МК» не раз писал.

— Я этот орган очень люблю, он в хорошем состоянии, то есть по звучанию это один из лучших исторических инструментов Москва. Случилось это как благодаря мастеру Лотову (он изначально спас «Зауэр»), так и нынешнему куратору — органному мастеру Олегу Романенко. Более того, он даже в лучшем состоянии, чем почти такой же «Зауэр», стоящий в старой рижской церкви Святой Гертруды.

— И пневматика не смущает?

— Дело в том, что я живу в Риге, постоянно работая в рижской церкви Святого Павла (орган «Валькер»). Так вот там очень много немецких романтических пневматических инструментов. Да сплошь! Только у меня в церкви орган более сложный — там стоят суперкопулы, увеличивающие мощь инструмента.

— Короче говоря, пневматика — твоя стихия, абсолютно не пугающая...

— Да ну что ты. Это всегда диалог с феноменальными инструментами, одно прикосновение к ним — счастье... А то, что там говорят — «эффект запаздывания», — это всего лишь стереотип. Да, за 4-6 часов репетиций ты можешь и «не укротить» неизвестный тебе ранее инструмент; но если только на них и играть, «запаздывание звука» нивелируется. И органисту становится подвластен самый разный репертуар.

— Что мы услышим на концерте 27-го?

— Концерт, как всегда, необычный: это вечер органной и вокальной музыки. Вместе со мной выступит солистка Большого театра Екатерина Щербаченко. Прозвучат как известные шедевры, так и раритеты: это арии из старинных опер, а также духовная музыка разных столетий (Перголези, Вивальди, Каччини, Гендель, Бах, Франк, Регер); органные сокровища разных времен — от Пахельбеля (Чакона фа минор) до Вьерна («Вестминстерские колокола»). Надо сказать, что в массе своей, эту музыку нечасто можно услышать в концертных залах. Изящная и кокетливая ария служанки из opera buffa Перголези сменяется драматичным и страстным монологом из оперы-seria Вивальди, а возвышенный мадригал Каччини — трагической арией Клеопатры из оперы Генделя. Кстати, «Небесными голосами» я пока завершаю свои концерты в Москве: жду ребенка...

— Что тебе как музыканту дал переезд в Ригу?

— Слушай, раз в месяц играть на органе знаменитого Домского собора, — да только ради этого стоило столько лет учиться!.. Чудо!

СПРАВКА «МК». Елена Привалова-Эпштейн — выпускница Московской консерватории по специальностям «орган» и «музыковедение». Обучалась под руководством ведущего российского органиста, доцента Московской консерватории А. Шевченко. Принимала участие в летних академиях и мастер-классах ведущих европейских органистов: Фагиус (Швейцария); Ломан и Радулеску (Германия), Йелема и Дирксен (Нидерланды). Выступает с барочной капеллой «Золотой Век», филармонической хоровой капеллой «Ярославия», Камерным оркестром Kremlin. Основатель и худрук летнего фестиваля «Органные вечера в Кусково», который проводится с 2010 г.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру