«Винни-Пуху» и «Ежику в тумане» исполнилось по 45

Юрий Норштейн: «Как-то мне позвонили и сказали: «Мы хотим сделать вашего Ежика в 4 D». Я крикнул в трубку: «Ничего вам не дам!»

На XXII Международном фестивале анимационных фильмов «КРОК» отметили сразу несколько юбилеев. Никаких торжественных речей не произносили. Просто встретились, вспомнили веселые истории о дорогих людях и фильмах, пошутили. Иногда было сложно понять, где правда, а где хохма. Вел вечер киновед, сценарист и энциклопедист отечественной мультипликации Сергей Капков, которого в анимационном сообществе знает каждый.

Юрий Норштейн: «Как-то мне позвонили и сказали: «Мы хотим сделать вашего Ежика в 4 D». Я крикнул в трубку: «Ничего вам не дам!»

Вместе с Юрием Норштейном гости и участники «КРОКа» отметили 45-летие «Ежика в тумане» - «лучшего мультфильма всех времен и народов» по признанию 140 аниматоров мира. Трогательная история о том, как по вечерам Ежик ходил к Медвежонку считать звезды, стала известна почти всей планете. Среди ровесников мультфильма - «Винни-Пух» Федора Хитрука, «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина, «Дед Мороз и лето» Валентина Караваева. Дожил до 50-летия «Вовка в Тридевятом царстве» Бориса Степанцева.

Несколько лет назад на одном из фестивалей «Крок» организовали «круглый стол» с участием психологов, обозначили тему - «Влияние современной анимации на развитие детей». Выяснилось, что от того, какие фильмы смотрит человек в детстве, зависит его дальнейшая взрослая жизнь. После просмотра японских «Покемонов», по свидетельству специалистов, у юных зрителей случались эпилептические припадки, поскольку скорость их восприятия не совпадала со скоростью кадров. Для ребенка предпочтительнее черно-белое изображение, а не буйство красок, как многие думают. Притом, что нынешние дети не хотят смотреть черно-белое кино. Заявление психологов о том, что «Ежик в тумане» - идеальный фильм для ребенка, повергло Юрия Норштейна в изумлении. Он сам вырастил двоих детей, у него восемь внуков. Их-то он и считает своими главными учителями. Видя их детские простодушные улыбки, узкие плечики, по словам Норштейна, начинаешь понимать, что мировое искусство имеет смысл, если открывает в наших душах любовь. Сам он расчетов не производил, творил и все. А если бы задумался над особенностями восприятия той или иной возрастной категории, то вряд ли создал свой шедевр. Воспитание чувств — вот, что наиболее важно, по мнению психологов, в анимационном кино. А «Ежик в тумане» именно так и воздействует на юную душу.

Но этот фильм превратился в кошмар для своего создателя. Куда ни приедешь, всюду он растиражирован, при этом никто авторских прав не соблюдает, никаких отчислений за использование персонажей не делает. И каждый норовит рассказать Норштейну: «Видел вчера в художественном салоне «Ежика в тумане». Или - «Кондитерская фабрика (молокозавод) выпустила (выпустил) конфеты (творожные сырки) с его изображением». И так далее. Все это и привело к темпераментному монологу Норштейна: «Я в ужасе от стихии вокруг «Ежика в тумане». Фильм превращается во что-то гламурное. Начинаю от этого коленеть. Где бы я ни был, от Калиниграда до Владивостока, он всюду. Как-то мне позвонили и сказали: «Мы хотим сделать вашего ежика в 4 D». Я крикнул в трубку: «Ничего вам не дам!». Если бы за использование наших образов платили деньги, я бы весь фестиваль кормил». Норштейн вспомнил афоризм своего любимого оператора Александра Жуковского, с которым вместе работал над этой картиной: «Лучше портвейн в стакане, чем ежик в тумане». Кстати, окончание работы отметили распитием портвейна с автором сказки Сергеем Козловым. В юбилейный кроковский вечер винная тематика была богато представлена. Кто-то вспомнил, что на Селезневке были автоматы, где наливали портвейн, и мультипликаторы туда частенько наведывались. Таков был ритуал. А теперь — история.

Режиссер Александр Горленко работал как художник на картине «Вовка в Тридевятом царстве» Бориса Степанцева. Аниматоры в тот вечер шутили: Горленко увел у Степанцева невесту. Причем, «виновник» присутствовал на вечере с женой. Он уверил собравшихся, что все это «неправильные сведения». Просто монтажнице Наташе Черновой, о которой и зашла речь, все время приходилось покупать новые колготки, поскольку они нещадно рвались, когда она работала за монтажным столом. Вот комсомольцы и взяли над ней шефство, не бросили, так сказать, товарища в беде. А Степанцев к ней действительно присматривался, так и сложилась их семья. Режиссер Наталья Дабижа, ныне признанный мастер, была юным созданием, когда ей довелось поработать с Борисом Степанцевым. Он тогда переключился на кукол. Достался ей гоголевский Ноздрев, причем, эпизод, когда он замахивается кулачищем на Чичикова. Наталья Дабижа рассказывает: «Всякий раз, когда кто-то говорит о правильном образе жизни, я вспоминаю Бориса Степанцева. По четвергам он пил воду, не ел, бегал. Ездили мы как-то в Дмитров к лекарю Столбуну. Несмотря на сильное косоглазие Борис Павлович был Казановой. Другие монтажницы тоже попали в его поле зрения. А умер он страшно. Вот и веди после этого здоровый образ жизни». Было Борису Степанцеву всего 53 года.

Автором «Вовки в Тридевятом царстве» был писатель и драматург Вадим Коростылев. Его любимая дочка Марина, ныне — специалист по театру и шеф-редактор рубрики «Худсовет» телеканала «Культура», стала прообразом Вовки в Тридевятом царстве. Пап наблюдал за девочкой, беседовал с ней обо всем, экспериментировал, проверял на ней свои замыслы. Переживания дочки, ее открытие мира стали основой образа Вовки.

Белорусский режиссер Игорь Волчек, ныне мэтр анимации, когда-то был направлен на стажировку на «Союзмультфильм». Там он оказался под крылом Вячеслава Котеночкина — знаменитого создателя большей части цикла «Ну, погоди!». Осваивал Волчек профессию планировщика. «На «Союзмультфильме» тогда не просто выпивали, - вспоминает он, - Там выписывали повестки. Одну из них получил и я. В ней было написано: «На основании всеобщей алкоголической повинности, вы должны явится в такой-то кабинет с 1 руб. 20 коп.». Столько стоила бутылка. А на «документе» стояла печать. В завершении стажировки Котеночкин предложил отметить это событие и почему-то поинтересовался: «А ты чей сын?». Расставание было долгим: вместе со своим подопечным он прошел по всем своим точкам и любимым местам. «Закусывали мы бубликами. Наелся я их на всю жизнь! Продавали их рядом с «Союзмультфильмом» - вспоминает Игорь Волчек. Про этот знатный закусон уже не раз доводилось слышать от наших мастеров. Тему подхватил Юрий Норштейн: «В Средней Азии выступала группа Котеночкина. Тогда на студию приходили мешки писем от зрителей в адрес «Ну, погоди!». На обратном пути у самолета загорелся мотор. Слава спал, а когда его разбудили, он запел песню «Огромное небо одно на двоих».

Шутки продолжались. Режиссера Рима Шарафутдинова произвели в убощика «Союзмультфильма», который, якобы, ничего не выбрасывал, а собирал. Именно он сохранил дубли «Ну, погоди!», которые нам и представили. В действительности, Рим работал на последних сериях «Ну, погоди!» уже с сыном классика — Алексеем Котеночкиным. И как-то в Доме кино он повстречал самого мастера, который был один среди большого количества народа. Хотел подойти, сказать хорошие слова, но постеснялся, не будучи с ним лично знаком. А вскоре Вячеслава Котеночкина не стало.

45 лет стукнуло и «Винни-Пуху». Его «папы» Федора Хитрука уже нет на свете. Но его и без всяких дат постоянно вспоминают наши мастера. Удивительный был человек. Выяснилось, что Юрий Норштейн делал 1,5-минутный эпизод для другого фильма Хитрука - «Каникулы Бонифация». Оказывается, Федор Савельевич скрывал до старости от своего отца то, что курит. И когда Эдуард Назаров нарисовал его его с сигаретой, то Хитрук попросил: «Убери, отец увидит». От Норштейна мы узнали, что сохранились дневники Федора Хитрука, из которых ясно, «каким мучительным пробиванием к мысли была его работа». Норштейн добавил: «Хотелось бы, чтобы они были опубликованы. Но решить этот вопрос могут быть только близкие Хитрука».

15 лет назад Александр Петров получил премию «Оскар» за фильм «Старик и море» по одноименному произведению Эрнста Хемингуэя. Сделана картина в технике ожившей живописи. Петров так и остался единственным российским «оскароносцем» в анимационной номинации. Живет и работает он в Ярославле, воспитывает там смену. Глядя на этого скромнейшего человека, избегающего публичности, никогда и в голову не придет, что он из разряда избранных. Вот и теперь Александр Петров так вспоминает о церемонии вручения «Оскара»: «Ничего не осталось в памяти. Скучно! Пытался вспомнить хоть какую-то байку, чтобы сегодня рассказать ее вам, но так ничего и не вспомнил».

Его жена - продюсер Наталья Петрова - вспоминает, как перед первой поездкой на церемонию «Оскара» специально худела, продумывала свой наряд. А поехав в Лос-Анджелес со «Стариком и морем», уже ничего такого делать не стала, обошлась купленным в Канаде еще задолго до награждения костюмом. Кстати, именно в Канаде и создавался «Старик и море». Именно туда все время отсылали фотографии, предшествовавшие работе. Александр Петров рисовал движения своего героя с отца Натальи, заставлял его имитировать охоту на рыбу, а сам снимал тестя на камеру. Поэтому ведущий вечера Сергей Капков и назвал Наталью Петрову дочерью прообраза Старика.

Так и отпраздновали юбилеи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру