Непростая судьба Натальи Крачковской: актриса скончалась после тяжелой болезни

Аркадий Инин: «Образ мадам Грицацуевой висел над ней, как дамоклов меч»

Не стало актрисы Натальи Крачковской. 28 февраля она почувствовала боли в сердце и была госпитализирована в Первую градскую больницу. Врачи оценивали ее состояние как крайне тяжелое. Наталья Леонидовна ушла на 78-м году жизни.

Аркадий Инин: «Образ мадам Грицацуевой висел над ней, как дамоклов меч»

Девичья фамилия актрисы — Белогорцева. Наталья Леонидовна — коренная москвичка, родилась 24 ноября 1938 года в актерской семье. Прежде чем стать актрисой, работала лаборанткой в Институте металлургии им. Байкова и на геологическом факультете МГУ, подавала документы в Историко-архивный институт, ГИТИС и во ВГИК. В ГИТИС ее не взяли.

В кино начала сниматься в 1958 году и сыграла больше ста ролей. По природе своей была яркой комедийной и эксцентрической актрисой. Сама ее богатая фактура к тому располагала. Начала с крохотных ролей. Но встреча с режиссером Леонидом Гайдаем изменила ее судьбу. Он долго не мог найти подходящую актрису на роль мадам Грицацуевой, пока не встретился с Крачковской. И пригласил ее в свой фильм «12 стульев», ставший визитной карточкой актрисы на всю жизнь. В комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» она колоритно сыграла жену управдома. Ей везло на роли всякого рода мещанок. Достаточно вспомнить «Не может быть!», того же «Ивана Васильевича...», «Покровские ворота». Одна из картин с ее участием называется «Шальная баба», и это определение очень подходило многим ее героиням. Предприимчивых особ эпохи новейшего капитализма Крачковская сыграла в фильмах «Русский бизнес», «Русский счет» и «Русское чудо» Михаила Кокшенова по сценариям Аркадия Инина. Любой ее эпизод становился незабываем. Полюбили ее и Алла Сурикова, у которой она снялась в «Детях понедельника», «Московских каникулах», картинах «Суета сует» и «Будьте моим мужем».

Мы поговорили о Наталье Крачковской с Аркадием ИНИНЫМ.

— Страдала ли Наталья Леонидовна от того, что приходилось быть во втором ряду, играть много эпизодических ролей? Или же она была настолько жизнелюбива, что это не становилось для нее проблемой?

— С одной стороны, конечно же, страдала. Любая женщина не любит быть на вторых ролях, а уж актриса тем более. Когда появлялась возможность сыграть какую-нибудь более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, что все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки — нет. Она же мадам Грицацуева». Это над Наташей висело как дамоклов меч. С одной стороны — слава, а с другой — некий штамп, клеймо. Это часто бывает, как было с актерами из программы «Кабачок «13 стульев». Безумная слава, вся страна обожает, а в кино не брали. Наташа переживала, но, с другой стороны, обладала абсолютным жизнелюбием, тем, что сейчас называется позитивом. Раньше такого определения не было. Она была позитивная женщина. Притом что ей хватало печалей не только творческого плана, не только по поводу ролей. Но и в плане здоровья, в житейском плане. Муж рано умер. Она одна воспитывала сына. К тому же Наташа не отличалась хорошим здоровьем. Я помню, как вынуждены были отменять некоторые ее концерты, потому что не было лифта, а подняться она не могла в свои поздние годы.

— Она была боевая или же застенчивая?

— Конечно боевая. Могла припечатать словом и делом, поставить человека на место, ежели что не так. Но в ней было жизнелюбие и солнечность. Наташа снималась с Михаилом Кокшеновым, а потом и в его фильмах по моим сценариям «Русский бизнес», «Русское чудо», «Русский счет». Так вот, Мишка назвал ее Туча. Она огромная. Когда появлялась на площадке, он говорил: «Туча плывет». А приплывала совершенно не туча, не что-то черное и мрачное, наоборот, как будто солнышко выплывало на площадку. С улыбкой, обаянием. Наташа успевала всем сказать добрые слова, комплименты. То есть это была своеобразная туча. Но, если надо, она могла быть достаточно жесткой. Она снималась в фильмах Леонида Гайдая по моим сценариям: «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

— Какой запомнилась на площадке? Готова была к выполнению любой задачи?

— Я же как режиссер с ней не работал, поэтому не могу сказать, была ли она упряма или покладиста. С Леонидом Гайдаем Наташа много лет работала. Если бы что-то было не так, он бы ее не приглашал.

— Гайдай ведь долго не мог найти актрису на роль Грицацуевой.

— Много апокрифов существует на этот счет. То, что Гайдай ее много лет снимал, говорит о том, что находил с ней творческий контакт и общий язык по организационной части. Она всегда была четкая, вовремя приходила на площадку, хорошо знала роль. Хотя текста у нее, как правило, было немного. Но она вносила свои фразочки, которые запоминались. Это всегда важно, когда актер что-то добавляет. У нее много фраз, которые рождались на площадке. В картине «На Дерибасовской хорошая погода...» она играет с Евгением Весником. Он там — шпион, а она — его жена. Когда герой Дмитрия Харатьяна приносит записку, она должна была сказать: «Не надо убивать. Лучше убейте меня». А Наташа от себя добавила: «Или еще лучше — убейте Моню». То есть ее мужа-шпиона. И это вошло в фильм и пошло в народ.

— В костюмерном цехе «Мосфильма» хранится костюм мадам Грицацуевой. Он маленький. Наталья Крачковская не была такой уж большой, как некоторые думают.

— Это со временем она разбухла, набрала вес. Помню, когда она просто не могла подняться по лестнице. Но все равно и над весом своим шутила, и над внешностью. У нее была масса поклонников. Ей постоянно цветы дарили. Мужики на нее велись, потому что от нее исходило обаяние.

— А я вспоминаю нашу совместную поездку в Китай, как она там шубы покупала. Веселая история!

— Я на эту тему могу много историй рассказать про актрис. У вас, баб, есть такая привычка — шубы покупать, можете на себя по шесть штук надеть. Все ездили в Китай, чтобы купить дурацкую шубу. Чудеса природы! Смешно теперь и грустно об этом вспоминать. Мы знали, что Наташа хворает. Но все равно ее уход стал неожиданным. Она не раз оказывалась в больнице. И переломы были, и с сердцем проблемы, но как-то выкарабкивалась. Как Наташа говорит в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат... И меня вылечат». Но вот не вылечили. Медицина тут ни при чем. Наташа была в тяжелом состоянии.

Памяти Натальи Крачковской: сцена из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27047 от 4 марта 2016

Заголовок в газете: Русское чудо Натальи Крачковской

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру