В Большом театре показали премьеру голландских балетов

На Исторической сцене Большого прошли премьерные показы балетов под обобщенным названием «Вечер современной хореографии»

Вечер этот антологический и в общих чертах представляет собой историю современного голландского балета. Почему именно голландского? Потому что именно в этой стране, слабо связанной с классическими балетными традициями, современный европейский танец развивался наиболее динамично. А имена всех трех хореографов, балеты которых были в эту хореографическую антологию включены, собственно историю западноевропейского современного балета в его наивысших проявлениях и составляют.

На Исторической сцене Большого прошли премьерные показы балетов под обобщенным названием «Вечер современной хореографии»
Михаил Крючков и Анастасия Денисова в балете «Вариации на тему Франка Бриджа»

Ханс ван Манен — патриарх и основоположник голландского балета, стоявший у истоков создания двух основных национальных компаний, которые сегодня и определяют лицо современного европейского балета: HET и NDT… Иржи Килиан — общепризнанный классик и знаковое имя в хореографии XX века. Отошедший от дел в 2009-м, он руководил NDT с 1975 года и задал более 30 лет назад новое направление поиска, сформировав и новое поколение хореографов: Начо Дуато, Охад Нахарин, Александр Экман и многие другие — все отсюда… Работающие в паре Пол Лайфут и Соль Леон — хореографы, пришедшие к руководству NDT на смену Килиану и уже сегодня влияющие на развитие европейской хореографии.

Правда, с этим вечером Большой немножко запоздал. В случае с ван Маненом его опередила Мариинка, имеющая в своей репертуарной афише целый вечер балетов потрясающего балетмейстера. Хореографию Пола Лайфута и Соль Леон полгода назад станцевали пермяки… А балеты Иржи Килиана несколько лет назад прошли в Московском музыкальном театре. И включенная в «Вечер современной хореографии» «Симфония псалмов» премьерой для Большого театра ни в коем случае не является: его артисты осваивали эту хореографию еще в 2011 году. Тогда — не слишком удачно.

Другое дело — сейчас: перенесенные на историческую сцену «Псалмы» теперь и смотрелись гораздо масштабнее. Словно требовалось этому знаковому балету на библейские тексты и духовную музыку Стравинского пространство, чтобы выплеснуть в пении и танце ту колоссальную энергию, что ощущается в музыке и хореографии. Танцовщики Большого, столь же разные в своей индивидуальности, как узоры персидских ковров, которыми завешан в этом балете задник, — так и они сливались в своем сакральном танце в единую симфонию — симфонию одухотворенных тел, как свечи, самозабвенно сгорающих в танцевальной молитве.

Балет Ханса ван Манена «Вариации на тему Франка Бриджа» поставлен на музыку сложнейшего композитора XX века Бенджамина Бриттена и тоже дарит долгое послевкусие. Ван Манен вообще очень музыкальный хореограф, умеющий превращать в хореографическое золото даже ошибки своих танцовщиков, экспериментирующий с чувственной телесностью и обнаженной натурой. Он первым более 40 лет назад применил в балете интерактивное видео. В его абстрактных, но математически выстроенных и вместе с тем чувственных и напряженных сочинениях — чистая поэзия в танце. Таковы и «Вариации на тему Франка Бриджа», в которых хореограф использовал 9 из 11 вариаций и занял 5 пар. На девушках — трико насыщенно-винного цвета, на юношах — цвета хаки. Плотность надетой поверх трико специальной сетки создает в костюмах различную интенсивность этой гаммы, вплоть до черных оттенков, а также придает телам мерцающее сияние.

В первом составе особую чарующую красоту балету придала главная пара солистов Екатерина Шипулина — Денис Родькин, но самому ван Манену, как мне удалось узнать, по душе больше пришелся второй состав: маэстро любит открывать новых артистов. Так, он извлек из обширного кордебалета двух корифеев — Анастасию Денисову и Михаила Крючкова — и представил их городу и миру. Не то чтобы он открыл этих танцовщиков — они давно обращали на себя внимание, но затирались прежним руководством (прямо в день премьеры руководство, как известно, сменилось и теперь у руля в балете Большого — Махарбек Вазиев). Выступление этой второй пары солистов на премьере оказалось слаженным и музыкальным, а свою вариацию Крючков вообще сделал событием экстраординарным. Играя каждой мышцей, каждым мускулом своего тела, артист умеет откликаться и резонировать с музыкой, создавая неизгладимый эффект пластической поэзии, а заодно передавать все нюансы хореографической мысли, у ван Манена — необычной и интересной.

Третий балет премьерного «Вечера современной хореографии» — балет Лайфут-Леон «Short Time Together/Совсем не долго вместе». Хореографический мир этой пары сплетен из реализма, бытовых подробностей и самой вдохновенной метафизики. Почти все балеты имеют посвящения, и их названия непременно начинаются на латинскую букву S… Может, от имени испанки — Соль, жены Лайфута, вместе с которой он сочиняет балеты с 1991 года?..

Балет «Совсем недолго вместе» создан недавно: премьера второй части на музыку Бетховена прошла в HET в 2012-м, а полностью он был показан только в прошлом году. В нем как всегда изобретательная и ни на что не похожая хореография, особая пластика, размытая структура. «Как быстро, а может, наоборот, насколько медленно «сейчас» становится прошлым?» — такими вопросами задаются постановщики. И как всегда препарируют собственную жизнь, то есть жизнь балетных артистов. Пародийная и озорная вставная интермедия на музыку Бетховена и есть жизнь артистов, на сцене напоминающая комедию дель арте с ее вечными Коломбинами, Арлекинами и Пьеро…

Бьет в глаза по контрасту с чернотой первой части красное оформление: белоснежные костюмы–шаровары на трех юношах (Семен Чудин, Игорь Цвирко, Дмитрий Дорохов) и мини-платьице и колье на шее на девушке (Нина Капцова). А с экрана над сценой очень немолодые люди смотрят на себя в молодости, и эти эпизоды, которыми балет начинается и заканчивается, производят щемящее впечатление, заставляя задуматься о быстроте и мимолетности жизни и вспомнить пушкинскую строчку: «над вымыслом слезами обольюсь». Эти вроде бы танцевально-простые, но отличающиеся необыкновенной наполненностью образы запоминаются благодаря великолепно сыгранной тройке: Владиславу Лантратову, Екатерине Крысановой и Денису Савину, замедленную и ломаную пластику которых нужно отметить особо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27062 от 24 марта 2016

Заголовок в газете: Послевкусие чувственной телесности

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру