Первоапрельское вручение Национальной кинопремии «Ника»

На дне рождения Ольги Дроздовой

1 апреля в 29-й раз вручили Национальную кинопремию «Ника». Итоги 2015 года подвели за полночь. Послевкусие осталось специфическое: словно все мы собрались поздравить с днем рождения актрису Ольгу Дроздову.

Но 1 апреля и не то возможно.

На дне рождения Ольги Дроздовой
Станислав Говорухин — лучший режиссер.

Церемония началась с большим опозданием. Ко второму отделению подошли только в 22.50. Так что, услышав имя главного победителя, люди рванули в гардероб. Триумфатор «Ники» Александр Миндадзе произносил свою речь уже в сильно опустевшем зале. Отец-основатель «Ники» Юлий Гусман вел церемонию пять часов. Помогали ему актрисы. Казалось, что прекрасные и нарядные барышни приехали со дня рождения одной из ведущих — Ольги Дроздовой: веселые и хмельные. Они пришепетывали, не выговаривали имен, не могли обыграть свои ляпы. А это, извините, уже издержки профессии. Только Евгения Крюкова оказалась на высоте: появилась, как богиня, в «золотой» юбке, благородно и свободно провела свою часть церемонии. Ну а дальше понеслось. Что происходило в тот вечер с Мариной Александровой, Ольгой Дроздовой и Еленой Яковлевой — бог весть. Не хватало только цыган, о которых весь вечер твердил Юлий Гусман, обещая нам 46 цыганских ансамблей к 30-й «Нике», которая пройдет чуть ли не в космосе.

Главная пара «Ники»: Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов.

На подмогу Дроздовой вышел муж Дмитрий Певцов, уверявший, что банкета не было. Вместе они без пяти недель 25 лет. Вот он и пел в честь супруги, благодарил тещу за такой подарок. Вечер затягивался, и напоминание ведущих о концерте до последнего зрителя повергло присутствующих в волнение. В первом ряду — завсегдатай «Ники» Владимир Зельдин. Ему 101 год, и он уже не так лихо, как год назад, вышел на сцену. Одним своим присутствием, грамотной русской речью и отменной дикцией дал мастер-класс красавицам актрисам.

Ирина Купченко получать «Нику» за «Училку» Алексея Петрухина, которую спасла своим участием, примчалась после спектакля. Так что в бесконечности церемонии был толк: опоздать на нее было невозможно. Купченко изумилась: «Как у вас все непосредственно, по-домашнему!» Глядя на коллег, сказала: «Мы восхищаемся друг другом, критикуем, и все фатально взаимосвязаны. Друг без друга мы, в общем, ничто». После спектакля приехала и Инна Чурикова, удостоенная «Ники» за роль второго плана в комедии Василия Сигарева «Страна Оз». Ее муж, кинорежиссер Глеб Панфилов, уже вышел на сцену за наградой жены, когда Чурикова ворвалась в зал со словами: «Очевидно, уже все собрались на фестиваль…» На что Гусман с сарказмом заметил: «Еще одна со дня рождения!..» Представляю, что он пережил в этот сумбурный вечер, вырвавшийся из-под контроля.

По числу номинаций лидировали «Страна Оз» Василия Сигарева, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина. В итоге к первым двум ушло по «Нике», зато «Конец прекрасной эпохи» наступил окончательно и бесповоротно. Впервые за всю историю существования двух параллельных премий — «Ники» и «Золотого орла» — их номинации «Лучший игровой фильм» совпали: «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Про любовь» Анны Меликян. Разбавила дублирующийся список комедия Василия Сигарева. И это возбудило разговоры о том, что двух национальных премий быть не может, пора кинематографистам определиться, где они состоят.

«Милый Ханс, дорогой Петр», ставший «Лучшим игровым фильмом», Александр Миндадзе снимал о предвоенном ощущении людей — немцев и русских, работавших на стекловаренном заводе на Украине. Картину так гнобили, буквально уничтожали наши чиновники во главе с министром культуры, что только мощная поддержка прессы и коллег спасла ее. Миндадзе получил «Нику» и за лучший сценарий.

Александр Миндадзе (в центре) получил главную «Нику».

Лучшим режиссером «Ника» назвала Станислава Говорухина, накануне своего 80-летия снявшего «Конец прекрасной эпохи». Он обошел молодых — Алексея Германа-младшего с фильмом «Под электрическими облаками», «Про любовь» Анны Меликян, «Страну Оз» Василия Сигарева. То, что аналогичную награду Говорухин получил на «Золотом орле», никого не удивило. А тут — шквал эмоций. «А что, разные академики голосуют на двух разных премиях? Мне твои академики нравятся больше. Засыпали «Никами»!» — сказал счастливый триумфатор Гусману. Всем злопыхателям он отвечает: «Не было еще случая, чтобы мою картину кто-то похвалил, особенно в последнее время. Время рассудит. Посмотрим через 10 лет». А пока за бортом «Ники» осталось актуальное кино, которое снимает молодое поколение. Академики голосуют за имена, фильмы почти не смотрят. Просят у молодых коллег прислать ссылку, а потом выяснятся, что и не открывали ее.

«Открытием года» назвали 33-летнего Ивана Колесникова, сыгравшего у Говорухина Сергея Довлатова. Теперь его бьют наотмашь, но он-то сделал что мог в холодном и стильном пространстве, не имеющем отношения к духу Довлатова. Награду Ивану вручал сам Зельдин, пожелавший всем: «Живите долго! Живите счастливо!» Отметили «Конец прекрасной эпохи» и за лучшую работу художника — Валентина Гидулянова из Киева, работающего с Говорухиным начиная с «Вертикали». И лучшим оператором стал классик Геннадий Карюк, снимавший все тот же «Конец прекрасной эпохи» и ждавший награду много лет, начиная с «Коротких встреч» Киры Муратовой. У Говорухина что ни соратник по фильму, то профессионал высшей пробы, достойный всяческих похвал и «Ник». Но в том, что эта картина вышла в число лучших, сработала магия имени.

Сразу две «Ники» дали за лучшую главную мужскую роль — Даниле Козловскому в «Духless-2» и Александру Яценко в «Инсайте» Александра Котта. Ни того, ни другого на церемонии не было. Козловский репетирует Гамлета в театре. Александр Котт, получая награду за Яценко, сыгравшего в его фильме внезапно ослепшего парня, сказал: «1 апреля, в день вручения «Ники», закрыли три последних в стране центра реабилитации незрячих. Их финансирование прекратилось. Мы с Сашей ездили туда, когда работали над фильмом. Эти три центра обслуживали 600 человек в год. У нас в стране 280 тысяч незрячих». Выступление Котта прервало благостную атмосферу вечера, перевело разговор в другую плоскость. «Ника» всегда и отличалась смелостью, умением уловить нерв времени. Дня рождения Ольги Дроздовой ей маловато.

Михаил Ефремов рассказал «Про любовь».

За роль второго плана отметили Михаила Ефремова в «Про любовь» Анны Меликян. Проигнорировали академики и «Ангелов революции» Алексея Федорченко. Одной награды за костюмы Ольге Гусак мало.

Наградой «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа отметили уникального кинорежиссера Виталия Мельникова. 1 мая ему исполнится 88 лет. Его «Старший сын», «Начальник Чукотки», «Отпуск в сентябре» — золотой фонд «Ленфильма». В послужном списке Мельникова — 23 игровых фильма, а сколько еще неигровых! Вадим Абдрашитов произнес прекрасную речь во славу лауреата, населившего наш кинематограф живыми людьми. Но картины его толком не представили. Можно было что-то оригинальное придумать. Мельников того стоил. И Алису Фрейндлих награждали «Никой» — «За честь и достоинство» — блекло. В этом году призу присвоено имя Эльдара Рязанова. Алиса Фрейндлих была «близка к обмороку»: «Эльдар Александрович открыл мне дверь в кинематограф. Меня там, мелкую, может быть, никто и не заметил бы». Она предварительно заглянула в словари, пытаясь понять, что такое достоинство, и нашла: это степень годности.

Инна Чурикова и Алиса Фрейндлих на фоне Глеба Панфилова.

Награду «Лучший неигровой фильм» получил Евгений Цымбал — за «Валентину Крапивницкую. В поисках потерянного рая». Всего было представлено четыре картины, но при этом актуальное кино тоже осталось за бортом. В анимации лидировал «Волк Вася» Екатерины Соколовой. Единственная «Ника» на все анимационное сообщество весь вечер гуляла по рукам коллег по цеху. Казалось, что она размножилась. Права была Алла Сурикова, вручая награду. Она пыталась растолковать, что анимация — это одушевление, а мультипликация — размножение. Привела примеры многодетных кинематографических родителей, закончила список «бесспорным победителем» Евгением Цыгановым. Екатерина Соколова из суеверия не подготовила речь победителя, надела проверенные «счастливые вещи» и столетние ботинки. «И это работает!» — сказала лауреатка, прежде не державшая таких наград в руках.

Кинорежиссер Андрей Смирнов, вручая «Нику» главному редактору журнала «Искусство кино» Даниилу Дондурею — «За вклад в кинематографические науки, критику и образование», дал прикурить «легкомысленным пенсионерам, наполнившим зал»: «День рождения Дроздовой затянулся. Я живу в другой стране. В нашей с Сашей Коттом стране, где закрываются центры для слепых». Смирнов напомнил, как Даниил Дондурей на одном из кинособраний выступил с критикой Никиты Михалкова и был выкинут на улицу со своим журналом. Национальная библиотека конгресса США оцифровывает, отметившее 85-летие издание. «Дондурей — социолог. А в этой стране социология — опасная наука, подрывающая основы власти. Она ничего, кроме раздражения, не вызывает. Это редкий случай, когда академия премию дала за дело», — так Смирнов спасал «Нику».

Андрей Кончаловский, президент «Ники»:

— Я надеюсь, что 30-я «Ника» состоится. Будем за это бороться. Кино не умирает, несмотря на все попытки убить его рынком, большими картинами, предназначенными людям с попкорном. Один продюсер мне сказал: «Сделай погромче звук. Люди жуют. Им не слышно». По счастью, еще появляются фильмы, на которых зритель не жует. Кино живо, когда есть молодые режиссеры, ищущие новый киноязык. Язык стал резиновым, персоналити никакого. В захлестнувшей мир диарее картинок важны звук и изображение. Те фильмы, которые номинированы на «Нику», оставили след в душе. Имеет смысл только бескорыстное желание понять, зачем мы живем. Иначе ничего не получится. Мы должны радоваться попыткам нашего кино понять человека.

Инна Чурикова, актриса, лауреат «Ники» — «За лучшую женскую роль второго плана»:

— Я счастлива, что снималась в «Стране Оз» и провела три дня на съемках в Екатеринбурге. Вася Сигарев — прекрасный режиссер и такой симпатичный мужчина — собранный, молчаливый, сосредоточенный. Замечания делает деликатно, не тревожа. Он так чувствует нашу прекрасную жизнь! Нет у него вранья — и очень нежная душа. В нем живет любовь к людям. Это важное качество. В финале «Страны Оз» прорывается такая нежность сдержанного человека и мужчины.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27071 от 4 апреля 2016

Заголовок в газете: На дне рождения Ольги Дроздовой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру