И в замкадье нельзя не «увидеть музыку»

Георгий Исаакян: «На новом глобальном фестивале не будет драки за места»

13.04.2016 в 17:12, просмотров: 4951

...На мой взгляд, самая нужная вещь из всех минкультовских инициатив — это как раз желание связать воедино огромную страну, не зацикливаясь на столицах, что очень непросто в плане логистики и финансов. И в этом смысле новый фестиваль «Видеть музыку», презентация которого состоится на днях, дает возможность ощутить Россию Россией, — ведь в качестве первых участников в Москву съедутся музыкальные (а форум посвящен им) театры из Якутии, Бурятии, Дагестана, Башкирии, Кузбасса, Краснодара, Карелии etc. Их спектакли (а это балеты, оперы, оперетты, мюзиклы) станут лакмусовой бумажкой состояния музыкального жанра в стране.

И в замкадье нельзя не «увидеть музыку»

Итак, первый форум был учрежден Минкультом совместно с Ассоциацией музтеатров России, причем, смотр дает возможность именно театрам (а не какому-то жюри) представить лучшие, на их взгляд, работы последнего времени. По нюансам нового масштабного детища нас консультирует худрук Театра им. Сац Георгий Исаакян.

— Фестивалей — множество, в чем главный посыл «Видеть музыку»: связать Москву с регионами?

— Безусловно. Тут нужно понимать, что мир музыкальных театров — это особый мир; я много езжу по стране, вижу новые постановки, сам где-то ставлю, — процессы идут любопытнейшие, причем, в разных жанрах. Увы, многое отсюда остается вне поля зрения. А осознание того, что происходит в гигантской стране, очень важно. Так что мы с коллегами долго думали, связывали, пробовали — было два пилотных малых фестиваля... Наконец, убедились, что всё это работает, что это правильное дело — и для самих театров, и для столичных специалистов.

— Как-то мы с вами говорили о «феномене Перми», и вы были недовольны, что Пермь будто заново открыл десант художников и дизайнеров...

— Ну да, а до этого ее будто и не существовало, кто-то позволял себе слова, что там «ничего не происходит и все закончилось». При этом, много чего там делалось до этого самого «десанта». Есть такой предрассудок в обществе, что жизнь у нас теплится в двух-трех городах. На самом деле это далеко от истины. Сегодня жизнь так активизировалась, такое количество проектов выходит везде, что очень мало кто может похвастать, что он всё видел. Так что одна из целей — успевать отслеживать процесс. Вот мы сейчас составляем афишу — ни один из спектаклей в Москве неизвестен... и это, согласитесь, неправильно.

— А вы никак не будете пересекаться с «Золотой маской», ведь и они лучшие работы отбирают и вы?

— Нет-нет, у «Маски» своя ниша, функция, свой бренд, иная идеология. Во-первых, у нас — это не конкурсный фестиваль. Никакой драки за места, за престиж, ведь это сразу окрашивается форум в другие тона. Мы позиционируем себя как панораму, как некую очень дружелюбную площадку для общения, а не как соревнование.

— Да, но есть начинка из хороших спектаклей...

— Вот тут кардинальная разница: у нас, в отличие от «Маски», нет внешнего отбора, нет ни отборочного комитета, ни экспертов, ни директора... Потому что всё это — некий внешний взгляд на процесс, а мы договорились, что каждый театр сам определяет, что он показывает в Москве, и это взгляд изнутри. Потому что главные события, главные свершения кажутся абсолютно разными изнутри или снаружи.

Театр оперы и балета Республики Саха. Фото: opera_balet.socul.ru

...От себя добавлю, что спектакли региональных трупп будут показаны во время форума на сценах Большого театра, «Новой оперы», музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-оперы», театра им. Покровского, театра им. Сац.

— На форум приедет практически вся страна...

— Очень представительская получается афиша, обширная картина, и, что важно, очень не совпадающая с тем, что мы привыкли думать о регионах... Конечно, мы замышляем фестиваль как ежегодный, потому что за год возникает большое количество новых работ: сейчас из 40 участников Ассоциации музтеатров на форум мы привезем 14, то есть останется еще много театров для последующих фестивалей. Так что ежегодный формат — это правильно; когда это, наконец, состоится, все воочию убедятся почему это важно и необходимо.

— Вы много ездите, видите, слышите — какова именно музыкальная начинка в музыкальных театрах, каково качество оркестров?

— Очень неровное. Кому-то повезло — в городе есть консерватория, а у кого-то ее нет; кому-то повезло — театр далеко от крупных центров, и оттуда не вытягиваются все творческие кадры, а кому-то, как Петрозаводску, не очень повезло — и все кадры утекают в Петербург, это большая проблема. Страна огромная, и ее постоянно надо чувствовать. Пока не увидим эти театры, так и будем думать, что они — «ну где-то за МКАДом, как невидимые миру слёзы». И я уверен, что на фестивале сам собой возникнет дискуссионный «круглый стол» с участием всех основных творческих и администраторских сил... Только после этого мы сделаем выводы о «неровности ситуации». Но место подвигу всегда есть, и даже сейчас остаются какие-то подвижнические фигуры, которые в самых неблагоприятных обстоятельствах тащат на себе театры, сохраняя их высокий уровень.

— Мы выяснили, что театры сами предлагают репертуар, но вы можете их корректировать — ой, друзья, у нас уже 10 опер накопилось, привезите, пожалуйста, балет?..

— Любое такое, пусть даже осторожное, пожелание приводит к началу «формирования взглядов снаружи». Мы договорились, что первый фестиваль будет совершенно чистым для отбора. Да, меня как человека музыкального, может напрягать N-ное количество мюзиклов с подзвучкой и электронным звуком (я сторонник того, что должно быть естественное звучание), но все равно 2-3 мюзикла в этот раз будут представлены. А уж дальше мы с коллегами обсудим — что правильно, а что нет.

...Остается сказать, что форум откроют гастроли питерского театра «Зазеркалье» (на главной сцене Большого театра).