Георгий Исаакян: «Частное содержание учреждений культуры — это иллюзия»

Правительственные гранты — быть или не быть?

На днях премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о присуждении грантов различным учреждениям культуры от Мариинского театра (375 млн. рублей в год) до Воронежского камерного театра (4,85 млн. руб.). Понятно, что гранты в свое время возникли не от хорошей жизни: никакие культурные бюджеты уже не справлялись, и вопрос в какой-то момент встал очень жестко — быть (оркестрам, театрам, вузам) или не быть, уедут ведущие творческие кадры за рубеж или все-таки останутся в России.

Правительственные гранты — быть или не быть?
Георгий Исаакян

И сегодня гранты продолжают оставаться спасительным кругом для культурных институций, хотя то тут, то там нет-нет да раздаются голоса — а зачем они нужны, а не пора ли заменить их частными вливаниями? Эту острую тему мы обсудили с худруком детского музыкального театра им. Сац Георгием Исаакяном (театр получил грант в размере 113 млн. рублей).

— Георгий Георгиевич, сколь важную роль играют гранты сегодня? Без них не обойтись? Спонсоры не станут заменой грантов?

— Это иллюзия. Иллюзия — вся эта история с законом о меценатстве... Вы же видите опубликованные суммы грантов: речь идет о сотнях миллионов. И входят в этот список десятки учреждений — оркестры, хоры, консерватории, ВГИК и так далее. Представить себе, что в стране есть такое количество частного бизнеса, которое готово вместо государства поддерживать совершенно ненужные этому бизнесу, неинтересные для него, непонятные для него структуры, — это невозможно. Я понимаю, что у Большого театра всегда будут спонсоры...

— Это имиджевая вещь...

— Конечно: попечителем Большого театра быть престижно. А вот что делать Воронежскому камерному театру, что делать Хору им. Пятницкого, Литинституту, ВГИКу? Кто будет их обеспечивать? Поэтому эти все разговоры о меценатах — это в пользу бедных... это мы упорно выдаем желаемое за действительное. Нигде в мире нет таких структур.

— Ну... кивают на Америку.

— Мы — не Америка! Почему мы вдруг именно в сфере культуры хотим быть похожими на Америку? У нас что, экономика построена как в Америке? Или социальная сфера? Что в нашей стране построено по принципу Америки? Ни-че-го. Мы иначе исторически выстроены. Мы не эмигрантская страна, мы не возникли в прериях индейцев. Совершенно иная культура. Поэтому апеллировать к мифическому бродвейскому опыту — это либо заблуждение, либо специальное введение в это заблуждение.

— То есть без грантов никто не выживет?

— Без них никто сегодня выжить уже не может, взять даже крупнейшие институции, вроде Большого или Мариинского театров. Потому что возник этот пул грантов (сначала президентских, а потом правительственных) из понимания того, что сотни и тысячи выдающихся артистов просто уедут, находясь здесь на грани выживания. И тогда гранты реально позволили приостановить этот отток. Поэтому в прошлом году все занервничали, когда начала муссироваться эта тема — почему, мол, эти гранты постоянно должны выплачиваться. Это, мол, была временная мера. Но ничего не изменилось.

— Вы имеет ввиду официальные базовые оклады?

— Конечно. Они как были 10 000 рублей, так они в штатном расписании и значатся. А теперь представьте, как звезда Большого театра будет получать 10 000 рублей в месяц? Сколько человек у вас останется работать на следующий день? Понятно, что по уму это не должны быть гранты, но должна быть совершенно иная штатная сетка, иное штатное расписание... Но раз уж невозможно эту систему изменить, раз уж подписаны такие высокие документы и распоряжения, — пусть будут гранты, и мы вполне счастливы и удовлетворены, что президент и Правительство проявляют такую заботу о культуре. Такая система поддержки, в любом случае, лучше, чем никакая.

— Неужели кто-то пытался оспаривать факт необходимости грантов?

— Вы будете удивлены, но очень многие люди пытались в прошлом году муссировать этот вопрос и задавать его с серьезным видом. Мол, гранты — это то, что разово присуждается для проектов... Согласен, гранты смыслово относятся к проектной истории. Но мы не виноваты, что конкретно у нас в России целевая помощь культуре была принята в форме грантов. И это будет мощнейший удар по всей сфере культуры, если взять и эти большие суммы из культуры изъять, только потому, что кому-то не нравится слово «грант». Наши грантовские 113 миллионов — это фактически половина годового бюджета... причем, эти деньги привязаны только к зарплатам труппе, только творческому персоналу (мы не можем из этих денег платить зарплаты администрации, бухгалтерии). На эти деньги мы больше ничего не имеем права делать.

— Но все-таки — в какой-то ближней перспективе частные капиталы выйдут на какой-то полноценный уровень, чтобы содержать культурные институции?

— Высказываю свое частное мнение: думаю, что никогда частный капитал не заменит собой государственной поддержки в сфере образования и культуры. Да, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Мариинка, Большой не обделены меценатской поддержкой, и то, если спросить у руководства любого из названного учреждений, хотят ли они оказаться на частном финансировании — они замашут на вас руками: не дай бог! Ночной кошмар любого руководителя, когда ему звонят и говорят — «завтра вы переходите в частные руки». Опять же мы это видели на примере Штатов: начался кризис — и посыпались значимые оркестры, потому что спонсоры стали отказываться от финансирования...