На Каннский фестиваль Кирилл Серебренников привез браслет школьницы

На премьеру фильма «Ученик» приехал драматург из Германии

На 69-м Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» показали фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова. Поболеть за его создателей приехала московская группа поддержки – братья Игорь и Вадим Верники, Сати Спивакова, играющая в «Гоголь-центре» в спектакле «Машина Мюллер».

На премьеру фильма «Ученик» приехал драматург из Германии
Кирилл Серебренников и Виктория Исакова

На сцену вышли помимо режиссера актеры Петр Скворцов, Александр Горчилин – все как и подобает в Каннах в черных костюмах, Виктория Исакова в расшитом белом пальто и молодой продюсер Илья Стюарт. Перед показом Кирилл Серебренников сказал: «Мы так легко делали этот фильм, с любовью, как легкое дыхание. Надеюсь, что вам повезет, и артисты сегодня будут играть хорошо». Он рассказал историю, случившуюся в последний съемочный день: «Ко мне подошла девочка-школьница и подарила браслетик со словами «»Возьмите его в Канны. И я его взял». Тогда и предположить было невозможно, что так оно и случится. Браслет Кирилл Серебренников привез с собой. Посетил показ и немецкий драматург Мариус фон Майенбург, по пьесе которого поставлен спектакль в «Гоголь –центре», и по которому теперь Серебренников снял свой фильм. Он, по словам Серебренникова, не приехал на премьеру спектакля в Москву по политическим соображениям, а теперь были приложены все усилия, чтобы он оказался в Каннах. Жаль, что не было здесь Юлии Ауг, сыгравшей одну из лучших ролей в картине. Именно она первой появляется на экране: несчастная мать-одиночка работает на трех работах ради сына, а тот растет трудным подростком, не дает ей покоя.

В роли сына Вени Южина - выпускник Школы-студии МХТ Петр Скворцов. На плаванье юный герой ходить не хочет, поскольку это оскорбляет его религиозные чувства. При этом совершенно спокойно на глазах матери справляет нужду и не смывает за собой. Дома они без неловкости обсуждают проблему неконтролируемой эрекции. Мать считает сына наркоманом: как же еще объяснить все то, что с ним происходит. Веня и убить готов, если надо, чтобы жить не мешали. И возьмет на себя страшный грех, испугавшись нежности одноклассника, который в знак благодарности начнет его обнимать, а одноклассница их застукает. Веня читает нотации матери, проповедует в школе. Любой урок заканчивается скандалом – то он разденется до гола, то нацепит себя костюм обезьяны и давай скакать по партам. И все во имя бога. Мать считает, что лучше бы он дрочил. Но откуда в его голове навязчивые мысли про господа - совершенно непонятно. Такое ощущение, что он и сам в него не верит, просто несет ахинею как душевнобольной. Веня напоминает не столько неистового верующего, сколько раненного на всю голову человека.

Учителя живут своими заботами. Прогрессивная преподавательница биологии в исполнении Виктории Исаковой ездит на работу на мопеде, открыто целуются с физруком при учениках на пляже. Ученики, правда, и сами дадут прикурить, загорают как нудисты. Елену Львовну Веня считает еврейкой. Как же еще объяснить ее ненависть к нему. А она истово хочет понять, как он дошел до жизни такой. Помочь не может ни директор школы, которую сыграла прекрасная Светлана Брагарник, ни батюшка, ведущий в школе основы православия. В один прекрасный день учительница раздаст ученикам в качестве наглядного пособия морковь и презервативы, чтобы учились правильно пользоваться. Надо же заниматься сексуальным воспитанием. Она считает, что и в гомосексуализме нет ничего противоестественного, наукой это доказано. Закончится все плохо.

Веня пытается помочь однокласснику, у которого одна нога короче другой, все над ним издеваются. Парень станет постоянно снимать штаны, а его друг- проповедники произносить как молитву слова об исцелении, чтобы нога выросла. Зал в этот момент смеется – ситуация нелепая. Зародится чувство, о котором говорят постоянно взрослые и подростки. Учительница биологии проведет целое расследование и придет к предположению: «Может Иисус – гомосексуалист?»

Картина получилась актуальная, и сделана она хорошо и ладно, разве что музыка слишком навязчива в самые драматические моменты. Религиозному фанатизму посвящен не первый фильм. Сильнейшее впечатление несколько лет назад произвела на Берлинале картина «Крестный путь» Дитриха Брюггеманна о юной девушке, которую клерикализмом загубила собственная семья, и ей уже кажется, что она вечно предстает перед судом Всевышнего. Ульрих Зайдль снял прекрасный фильм «Рай. Вера», где взрослая женщина испытывает почти плотскую любовь к Иисусу. Эти фильмы вызывали сильнейшие эмоции, в них много смыслов. В «Ученике» все очевидно и лежит на поверхности. Ему не хватает эмоциональной силы. Когда Веня едет с гигантским крестом в троллейбусе, везет его в школу, и исход может быть любым, эти кадры могли бы стать мощнейшими. И когда убиенный мальчик предупреждает учительницу о возможной смерти, все это не срабатывает. А драматургия давала все основания для этого.

По стечению обстоятельств перед показом «Ученика» состоялась премьера фильма основного конкурса «Ма Лют». Снял его выдающийся французский кинематографист Брюно Дюмон про семейство людоедов, пожирающих представителей аристократии. А те во главе с героиней Жюльет Бинош с остервенением взывают к господу, чтобы отвел от них несчастье. Кого там только нет: нудисты, гомосексуалисты, девушка в костюме мальчика. Сыграно все с откровенным гротеском, казалось бы, возможном только в театре. И люди там летали как птицы, даже надутый пузырь-полицейский. И этому выдуманному миру веришь больше, чем реалистическим историям. Дюмон не раз уже подсылал к людям искусителя в виде сатаны, и разговор о смысле жизни становился космическим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру