Вокруг Третьяковской галереи проплывут на ванной

Любимая галерея - именинница

20.05.2016 в 18:17, просмотров: 3708

У Первой столичной галереи день рождения: 22 мая Третьяковке – 160! Ровно 160 лет назад ее открыли Павел и Сергей Третьяковы. Возраст не мешает ей идти в ногу со временем, создавать продвинутые, острые и оригинальные проекты. Мы решили поздравить арт-площадку нестандартно: отыскать самые веселые факты за её историю. 16 самых невероятных событий!

Вокруг Третьяковской галереи проплывут на ванной
фото: Геннадий Черкасов

1) Через несколько дней после празднования своей серебряный свадьбы с Верой Мамонтовой Павел Третьяков пришел в галерею полюбоваться дорогими его сердцу полотнами и увидел на двух из них пятна. Стал вместе с помощниками осматривать и другие картины и обнаружил пятна еще на нескольких. Оказалось: молодые художники, копируя произведения и подыскивая нужный тон, пробовали прямо на полотнах – не отличается ли он.

2) Порой Павел Третьяков готов был оплачивать путешествия художников, лишь бы получить от них нужную картину. Так он поступил с Осипом Бразом, которого отправил в 1898 году в Ниццу, чтобы нарисовать портрет Антона Чехова. Самому писателю портрет не понравился. В одном из своих писем он написал: «Выражение такое, точно я нанюхался хрену».

3) Считается, что одно из самых таинственных произведений галереи – «Что есть истина?» Николая Ге. На полотне изображен слабый, изможденный, но несломленный Христос, к которому обращается Понтий Пилат. Картина не понравилась императору Александру III. «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай», – прокомментировал царь.

4) Алексей Саврасов неоднократно пытался повторить свой шедевр «Грачи прилетели». Закончилось все тем, что художник расписывал ею стены трактиров – за водку и обед.

5) При Павле Третьякове картины во многих залах висели в семь рядов, последние два посетители низкого роста просто не видели, даже если подпрыгивали.

6) Над знаменитым «Утром в сосновом лесу» работало два автора Шишкин и Савицкий. Всеми обожаемых мишек рисовал Константин Савицкий. Разногласия, вследствие которых его подпись не сохранилась, возникли из-за вознаграждения. Савицкий рассчитывал на половину суммы от гонорара, а Павел Третьяков согласился заплатить ему лишь четверть, сказав, что знает одного автора. Тогда Константин показал ему собственную подпись рядом с автографом Шишкина. На что Третьяков крикнул: «Скипидар!». И тряпкой, смоченной в скипидаре, стёр подпись Савицкого с полотна на глазах у изумлённого автора. Третьяков недолюбливал художника за корыстолюбие. Коллекционер считал, что мастер, продающий работу в народную галерею, должен одно это считать высшей наградой и честью.

7) В 1913-м году один душевнобольной иконописец изрезал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Ефимович сам согласился ее восстановить и переписал голову царя в лиловой гамме (его художественные взгляды за 20 лет изменились). Рестовраторы убрали эти исправления с помощью современных средств, доведя полотно до точного соответствия с первоначальным вариантом. Когда Репин увидел восстановленную картину, не заметил никакой разницы.

8) 40 лет назад «Портрет неизвестного в треуголке» Федора Рокотова поразил искусствоведов и сподвиг на его экспертизу. Выяснилось, что на портрете изображен не мужчина, а женщина: под верхним слоем краски обнаружились брошь и декольте. Эксперты узнали историю картины: однажды близкий друг Рокотова заказал художнику портрет супруги. Но вскоре она умерла, а он женился во второй раз. Тогда друг попросил Рокотова так дорисовать портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств второй супруги. Живописец пошел на смену пола персонажа и сделал из него «неизвестного».

9) В 2002 году стала известна история картины «Неравный брак» Василия Пукирева. Сотрудники галереи нашли карандашный рисунок Василия Сухова. На портрете изображена старушка с красивыми глазами, а внизу подпись: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне». Оказывается: девушка, вышедшая замуж за богатого старика, осталась нищенкой.

10) Вход в галерею на Крымском Валу был изначально с набережной. Сегодня картины заносят с парадного входа, а посетителей впускают с – заднего (в прошлом черного).

11) В 2010 году «МК» вместе с художницей Мариной Звягинцевой накануне Дня Святого Валентина задались вопросом – на что готовы москвичи ради искусства? Под репродукцией знаменитого «Поцелуя» мастера XIX века Федора Моллера они написали: «Оживи картину!». С этим изображением ринулись ко входу галереи (ведь шедевр хранится именно там), где предлагали посетителям разыграть страстную сцену с моллеровского полотна. Даже мороз не помешал участникам воплотить любовные арт-фантазии в жизнь.

12) Предприниматель Василий Бойко-Великий попросил убрать из экспозиции галереи шедевр Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». На это отреагировала знаменитые Митьки и в ответ написали картину с позитивным сюжетом. Кроме того они привезли картину в Москву и устроили настоящий спектакль. Роль Грозного исполнял Герман Виноградов (уже упоминался в истории про «уклюжего вора»).

13) В 2015-м году выяснилось, что «Черный квадрат» Малевича весит вверх ногами.

14) В конце того же года сотрудники галереи провели исследования легендарного полотна Малевича и узнали, что под ним скрываются аж два цветных красочных слоя и (в чем самая большая неожиданность) еще и текст. Полностью он звучит так: «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

15) После сумасшедших очередей на выставку Серова «МК» с художником из группы «Синие носы» Александром Шабуровым открыли в редакции филиал галереи. Вооружившись красавицами, команда воспроизвела семь картин из Третьяковки. Все их сфотографировали и напечатали в газете, устроив народный тест на знание хрестоматийных сюжетов.

16) И наконец – 21 мая 2016-го года художница Марина Звягинцева устроит заплыв у галереи на Крымском Валу. Ее команда установит на крыше грузовика расписанную ванную с веслами, напоминающую лодку. Сидеть в ней будет один из организаторов перфоманса, а грести – любой желающий. Воду наливать не придется: этим займется обещанный на «Ночь музеев» дождь. Идея проекта: в кризис все стараются удержаться на плаву, а если нет попутного ветра – садись сам на весла.

Фото: Марина Звягинцева

И хватит! Третьяковка – вечно молодая, к внушительному юбилею совсем не постарела. Наоборот, чувствует себя уверенно и легко, вдохновляет. Ее посетители и пожилые, и молодые, которых манят бесчисленные модные и в тоже время интеллектуальные проекты. Так что Третьяковская галерея – яркий пример как в 160 чувствовать и вести себя на 16!