Конец мифа: как были найдены рукописи "Тихого Дона"

"Я сообщил о них в ЦК КПСС"

В издательстве «Алгоритм» вышла книга обозревателя «МК» писателя Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон». Хроника литературного расследования».

Льву Колодному посчастливилось найти в Москве рукописи первых двух книг романа и, как сказал Александр Шолохов, директор музея-заповедника М.А.Шолохова, «удалось внести вклад в возвращение мировому сообществу рукописей «Тихого Дона». Отдел литературы и искусства «МК» попросил автора книги рассказать о том, как ему это удалось.

"Я сообщил о них в ЦК КПСС"
М.А.Шолохов. Портрет Зураба Церетели.

«МК»: Когда вы занялись поисками «Тихого Дона»?

— Начал я расследование давно, когда еще был жив Михаил Шолохов. Тогда монографии, где оспаривалось его авторство, выходили далеко от Москвы. Одна из них — под псевдонимом Д* — издана была стараниями Александра Солженицына под названием «Стремя «Тихого Дона». Другую книгу написал не скрывавший авторства Рой Медведев, в то время диссидент. Книга Д* вышла на в Париже, книга Медведева в Лондоне и Париже.

Заканчивал я расследование в годы перестройки и гласности, когда мифы о плагиате романа стали открыто множиться в России. Даже на родине Шолохова, на Дону, появилась публикация ростовского доцента, попытавшегося сбросить его с пьедестала. Перед распадом СССР ленинградское телевидение, вещавшее тогда на всю страну, в передаче «Пятое колесо» 12 вечеров подряд катилось по костям покойного Шолохова, утверждая, что он совершил плагиат. А написал роман якобы Федор Крюков, забытый писатель, уроженец Дона. Мне на этом канале не дали показать найденные рукописи «Тихого Дона», которые могли бы еще тогда положить конец кривотолкам.

«МК»: Чем объясняется множество противников авторства Шолохова?

— Дело в том, что в архиве ИРЛИ — Института русской литературы (Пушкинский Дом) — хранится 137 страниц рукописей третьей и четвертой книг романа. Но среди них ни одного листа первой и второй книг романа нет. А именно эти два тома «Тихого Дона», вышедшие в 1928 году, породили слухи и пересуды о плагиате.

...Пойдя по следам Шолохова в Москве, где он жил в 20‑е годы, найти рукопись удалось вскоре после смерти Михаила Александровича. Весной 1984 года я увидел исчезнувшие из поля зрения литературоведов рукописи первой и второй книг «Тихого Дона». Они хранились в квартире вдовы фронтовика Василия Кудашева, не вернувшегося с войны писателя, лучшего друга Шолохова. В его квартире в проезде Художественного театра Шолохов оставил рукопись, после того как с ней познакомились руководители Российской ассоциации пролетарских писателей в Москве. Они в 1928 году опровергли в «Правде» клевету о плагиате.

Несколько лет у меня ушло на изучение жизни Михаила Александровича в Москве, на поиск домов, где он жил до и после революции, на встречи с его окружением, чтение литературы о романе и исследование текста. С большим трудом удалось сделать копию — ксероксы в СССР находились под контролем госбезопасности, а бумага для них не продавалась — 1‑й части «Тихого Дона», а также второго и третьего вариантов 1‑й части. Отксерил также страницы 2‑й, 3‑й, 4‑й частей, образующих два тома романа.

«МК»: Был ли сделан графологический анализ рукописей?

— Да, конечно. Институт судебных экспертиз Министерства юстиции СССР провел графологический анализ найденной рукописи. Вывод был сделан однозначный: это автограф Шолохова. Оригинал документа и ксерокопии текста я передал в 1990 году музею-заповеднику М.А.Шолохова.

Обложка книги. Художник Е.В.Максименкова.

«МК»: Почему сразу тогда рукопись не попала в государственный архив?

— С ней не хотела расставаться вдова Василия Кудашева. Вдова скрывала рукопись от семьи Шолохова и не хотела огласки. И мне не сразу позволила заняться архивом. Будучи сотрудником «Московской правды», органа МГК партии и исполкома Моссовета, я помог вдове и дочери Кудашева получить новую квартиру на Юго-Западе, установить телефон, и только после этого получил постоянный допуск к папкам с рукописями.

«МК»: Было ли известно о вашем расследовании руководству государства, ведь на Западе постоянно разные «голоса» вещали о плагиате?

— Написав книгу о найденных рукописях, я сообщил о них ЦК КПСС. Встречался несколько раз на Старой площади с руководящими работниками отдела, ведавшего идеологией, с помощником Генерального секретаря М.Горбачева академиком Фроловым, который доложил ему о рукописях. В этом деле мне постоянно помогал писатель Георгий Пряхин, заместитель заведующего отделом ЦК КПСС.

Накануне 85‑летия Михаила Шолохова, в мае 1990 года, впервые сообщил об открытии ТАСС, а на следующий день в «Московской правде» я опубликовал статью «Вот она, рукопись «Тихого Дона!». Тогда я не мог сказать, в чьих она руках. Семья, где хранился архив, связала меня словом не разглашать тайну из страха, что охотники за автографами выйдут на след беззащитных женщин, лишат их покоя, а то и рукописей.

«МК»: Как отнеслись к открытию профессиональные шолоховеды?

— После первой публикации в СМИ по приглашению доктора филологических наук Виктора Петелина, руководителя шолоховской группы в ИМЛИ, я сделал сообщение в этом институте. Вслед за тем официально меня пригласили выступить в ИРЛИ. Заведующая отделом советской литературы доктор филологических наук Наталья Грознова заявила Лен-ТАСС: «Эта находка — событие огромного масштаба, его трудно переоценить. «Тихий Дон» написан рукой Шолохова, для специалистов этот вопрос решен бесповоротно».

После публикации статьи в «Вопросах литературы» неожиданно для себя получил из США письма профессора Принстонского университета Германа Ермолаева, крупнейшего шолоховеда на Западе, и профессора Брайана Мэрфи, переводчика «Тихого Дона» в Англии. Герман Ермолаев написал: «Большое спасибо за «Рукопись «Тихого Дона». Это очень ценная и интересная публикация, веское доказательство авторства Шолохова». Профессор Брайан Мэрфи в «Славянском журнале» (New Slavonic Jornal) заключил: «В Москве Л.Е.Колодный, кажется, окончательно положил конец постоянным заявлениям, что лауреат Нобелевской совершил плагиат». Он опубликовал первую рецензию на книгу в лондонском журнале Slavonic and East European Review. Но ни одной рецензии в Москве не появилось до сих пор.

«МК»: Чем объяснить странное молчание газет и журналов?

— После распада СССР пять лет я не мог издать книгу о найденных рукописях. Мне отказывали в публикации «Правда» и «Известия» под предлогом, что статья большая. Журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», прежде домогавшиеся каждой строчки Шолохова, отвергли рукопись книги. Ее вернули мне журнал «Дон» и ростовское издательство, прежде гордившиеся своим земляком. Почему? Коммунист Михаил Шолохов стал неугоден либеральным реформаторам. В рупоре перестройки «Огоньке» заместитель главного редактора, бывший студент моего спецкурса и семинара на факультете журналистики МГУ Минаев, откровенно сказал: «Мы бы напечатали вашу статью с радостью, если бы автором «Тихого Дона» оказался Федор Крюков».

Книга моя вышла только в 2005 году, к 90‑летию автора «Тихого Дона», благодаря писателю Петру Алешкину, директору созданного им частного издательства «Голос». Кроме анализа и ксерокопий рукописи романа в нее вошла переписка Шолохова с членом КПСС с 1903 года Евгенией Левицкой. Ей посвящена «Судьба человека».

«МК»: Знал ли Шолохов, что рукопись хранится у вдовы Василия Кудашева?

— Да, хорошо знал, где и у кого хранилась рукопись в Москве. Матильда Емельяновна Кудашева берегла ее как зеницу ока. В бомбоубежище при налетах на Москву уходила, держа в одной руке дочь, в другой — «Тихий Дон». Забрать самое дорогое, что осталось у вдовы лучшего друга, не мог Михаил Александрович. На ее вопрос о рукописях: «Миша, куда же их девать?» — ответил: «Куда хочешь. Распорядись сама…»

«МК»: Как сложилась судьба рукописей после смерти вдовы и дочери Василия Кудашева?

— Их квартира вместе с архивом перешла в руки наследницы, некой Ольги К. Не связанный больше словом, я в «Известиях» сообщил, что рукописи хранились в семье погибшего на войне друга Шолохова. Кто им был, все шолоховеды знали.

Наследница согласилась продать рукописи романа и весь архив за 50 тысяч долларов. Российская академия наук обратилась к главе правительства Владимиру Путину за содействием. Рукопись, благодаря Виктору Степановичу Черномырдину, оказалась в архиве ИМЛИ. Все бы хорошо! Но вслед за тем прокатилась волна публикаций, из которых все узнали: «До недавнего времени никто не видел рукописей, не знал, где они находятся, не держал их в руках. И лишь в конце 1999 года Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН смог не только обнаружить, но и ксерокопировать эти рукописи, после чего обратился в правительство Российской Федерации с письмом: «После многолетних поисков Институту мировой литературы им. А.М.Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи первой и второй книг «Тихого Дона».

Спрашивается, чьи рукописи я видел и держал в руках за пятнадцать лет до этого заявления? О чем докладывал ЦК КПСС? Чьи ксерокопии подарил ИМЛИ, где неоднократно выступал? О чем писал в «Вопросах литературы»? О чем сообщал профессор Мэрфи на Западе?

...Когда «Тихий Дон» оказался в архиве ИМЛИ, директор института сам взялся за рукописи романа. Шолоховскую группу распустил. Ее руководитель Виктор Петелин вынужден был уйти из института. По поводу выдумок директора в своей фундаментальной книге «Жизнь Шолохова» написал: «Кузнецов заявил о том, что якобы ИМЛИ нашел рукопись «Тихого Дона» в 1999 году. СМИ разнесли по свету эту сенсацию директора ИМЛИ, хотя рукопись за много лет до него нашел Лев Колодный. Это серьезное открытие ХХ века в области шолоховедения, глубокий сдвиг в сторону прояснения многих вопросов».

В переизданной в 2000 году книге я поместил 125 ксерокопированных страниц черновиков, дающих полное представление, кем, когда и как сочинялся роман.

«МК»: Получили ли вы официальное признание?

— Да, не сразу, но получил. Спустя четверть века после открытия рукописей руководители отделения историко-филологических наук Российской академии наук академики А.П.Деревянко и А.Б.Куделин признали мои приоритеты «в высшей степени основательными», а президент РАН академик Ю.С.Осипов этот факт счел «огромной заслугой». Его письмо публикуется в моей книге.

В минувшем, 2015 году Министерство культуры РФ за эту работу наградило меня Почетной грамотой…

Все тише и реже звучат голоса фанатов плагиата. Настало время, когда говорить в обществе о плагиате романа становится неприлично.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27108 от 24 мая 2016

Заголовок в газете: Конец мифа

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру