Россия и Франция подписали соглашение о побратимстве памятников культуры

Благодаря французам русские узнают о своем архитекторе

30.05.2016 в 14:40, просмотров: 2836

Россия и Франция активно поддерживают культурные связи: среди туристов московских и питерских достопримечательностей встречается все больше французов. Не только потому что Россия стала весьма доступным направлением для европейских путешественников, но во многом благодаря объявленному Году Франко-русского культурного туризма (2016-2017). В его рамках уже сделано много важного – одно открытие духовного центра Русской православной церкви вблизи Эйфелевой башни чего стоит! – а теперь еще подписали соглашение о побратимстве французских и русских памятников культуры.

Россия и Франция подписали соглашение о побратимстве памятников культуры
Музей Мельникова стал побратимом Виллы Савой

Среди них: Петропавловская крепость и базилика Сен-Дени, усадьба Кусково и замок в Шан-сюр-Марн, дом Мельникова в Москве и вилла Савой Ле Корбюзье в Пуасси, Дом-музей Льва Толстого в Хамовниках и Дом Жорж Санд в Ноане. Для подписания соглашения в резиденцию посла Франции в России Жан-Мориса Рипера съезжаются президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль и представители российских памятников культуры.

Справка «МК». Сегодня во Франции Центр национальных памятников является главным распорядителем исторических объектов, открытых для посещения. Некоторые из них входят в число самых престижных достопримечательностей: аббатство Монт-Сан-Мишель, замки Анже и Азё-лё-Ридо, Триумфальная арка… Миссия центра – подчеркивать ценность культурных мест, увеличивать их посещаемость за счет проведения мероприятий и обеспечивать достойное качество приема.

– Многие относятся с недоверием к нашему решению: якобы нельзя культурные памятники связывать с туризмом, – говорит г-н Белаваль. – Так думать ошибочно, поскольку именно туризм всегда поддерживал культуру. У этих слов даже корень один, что говорит о родственности понятий. Одна из главных мотиваций путешественников – увидеть памятники культуры. Но цель соглашения заключается не только в знакомстве жителей наших стран с культурным наследием, но и в – укреплении дружеских отношений между Россией и Францией.

Директор культурного развития Центра национальных памятников Эдуард де Люмле объяснил, по какому принципу выбирались памятники-побратимы: «Они похожи по времени создания, истории и архитектурному стилю. Но выбирать было сложно, поскольку во Франции и в России очень много объектов культурного наследия, возможно, как ни в каких других странах. Мы начали с четырех французских и русских памятников, но скоро к ним прибавится еще один. Если бы соглашение ограничивалось подписанием договоров, то можно было бы привлечь больше площадок, а нам предстоит серьезное сотрудничество».

Уже в июне начнутся встречные визиты директоров объектов наследия, где и обсудят все нюансы культурной и научной работы. Договорятся о проведении совместных мероприятий (например, выставки), обсудят способы продвижения памятников-побратимов, проведут семинары и конференции для обмена опытом, в том числе в сфере реставрации и правильном хранении экспонатов.

– От Толстого у нас сохранилось 3000 предметов, которые прежде всего говорят о нем как о человеке, – рассказывает директор музея Льва Толстого в Хамовниках Сергей Архангелов. – Благодаря ним мы знаем, что каждое утро писатель качал воду, колол дрова и сам разносил их по девяти печам. Также подробно нам хочется узнать про дом Жорж Санд и говорить о нем с любовно, как о доме Толстого. Когда мы получили предложение о сотрудничестве, музей был взбудоражен. Побратимство в русском языке означает родство. Мы становимся родственниками и это налагает на нас особую ответственность.

Больше всех подписанию соглашения обрадовался директор музея Мельникова Павел Кузнецов, ведь его площадка открылась всего два года назад: «Мы рады продвигать имя Мельникова во Франции так же, как и Ле Корбюзье в России. Правда, как выяснилось из наших точечных социологических опросов, французского архитектора в России больше знают, чем русского мастера. Будем стараться открыть Ле Корбюзье и Мельникова широкой публике».