Женщина с хвостом разбудила «Кинотавр»

Кинематографисты только говорят о том, что случилось в зоопарке

10.06.2016 в 21:20, просмотров: 28381

На 27-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр», проходящем в Сочи, показали фильм «Зоология» Ивана Твердовского-младшего. Ни одна картина не наделала столько шума, как эта история про одинокую сотрудницу зоопарка из приморского городка, у которой вырос хвост.

Женщина с хвостом разбудила «Кинотавр»
Бесстрашная Наталья Павленкова.

И этот странный факт можно от зрителя не скрывать, потому что он узнает о главном практически сразу, а потом начинается полная стыда, отчаяния и любви фантасмагория. В ней удивительно все: и смелость прекрасной актрисы Натальи Павленковой, которая подобно Изабель Юппер в картине «Она» Пола Верховена, не страшится ничего, и церковь, встроенная в обычный многоэтажный дом, и сонм жабоподобных женщин, которые могут человека удавить, если он не такой, как они.

Даже приезд Сергея Безрукова и Константина Хабенского, которых ждали, кажется, больше других, с картинами «После меня» и «Коллектор», не смогли так возбудить гостей «Кинотавра» как «Зоология».

Хотя режиссер «Коллектора» Алексей Красовский вышел на сцену босиком. И для того, чтобы шокировать, и по другим, отчасти суеверным соображениям. «Коллектор» был снят за 7 дней, а вернее ночей. В результате получился монофильм с участием одного актера Константина Хабенского, который живет в мире звуков, чужих голосов, доносящихся из мобильного телефона. «Я очень люблю монофильмы, но мы не равнялись и не оглядывались на других, - говорит Алексей Красовский, за плечами которого опыт работы в сериалах. - Я - фанат любых ограничений и сложностей. На моноспектакль «Контрабас» Константина Хабенского я принципиально не ходил, чтобы не было зашоренности. К тому же, это два радикально разных персонажа. Я не писал сценарий конкретно под Хабенского. Герой ли нашего времени коллектор, которого он играет? То, что антигерой – однозначно».

Человек, занимающийся кровавым делом, выбивающий из людей деньги, оказался интеллектуалом и в некоторой степени уязвимым и ранимым человеком. Он даже рождает симпатию. И вот это не позволяет ему поверить. Как скажет Константин Хабенский, все мы, так или иначе, находимся по ту или другую сторону коллекторского вопроса, и для того, чтобы сыграть представителя этой профессии, необязательно общаться с ними. Все мы сталкиваемся с выбором: как забрать, как отдать. Когда в сети появляется некий ролик, порочащий его репутацию, он становится изгоем, теряет в одночасье работу и расположение многих людей. Он заказывает по телефону 10 мешков навоза, которые выгружают в центре Москвы у одной из галерей, где он нежеланный гость. И эта инсталляция производит сильное впечатление, какого не произвела сама выставка. В такое время мы живем. Только скандал способен расшевелить людей.

Режиссер, в отличие от исполнителя главной и единственной роли, встречался с коллекторами, и ничего жесткого в них не заметил: люди как люди. Разве что глубоко несчастные, живущие в своем муравейнике. И главный герой - не тот человек, который провожает кого-то в газовую камеру. В общем, это история не про коллектора, а про человека, поставленного в трудные обстоятельства.

Сергей Безруков прилетел на «Кинотавр» со своей женой – режиссером фильма «После тебя» Анной Матисон на один день. Ночь не спал. Скоро у них должен родиться ребенок, а впереди гастроли Московского Губернского театра в Калининграде. Почему ему так важно было сыграть роль некогда известного балетного артиста, который давно уже не у дел, живет в небольшом подмосковном городе, владеет сетью аптек и обучает детей и зрелых дам искусству танца? Сергей Безруков считает, что помимо биологических вещей, как то рождение ребенка, важно оставить после тебя то, о чем будут помнить. Кажется, он единственный на «Кинотавре» публично сказал о том, что ушел из жизни в дни фестиваля замечательный актер Алексей Жарков, покидают мир те, кто составлял цвет российского кино. В память остаются их роли.

Анне Матисон важно было рассказать не житейскую историю, а то, кем был ее герой на сцене. Пришлось поставить настоящий балет. Более того, фильм послужил поводом к созданию другого самостоятельного произведения, которым заинтересовался Мариинский театр в лице Валерия Гергиева. Поставил его Раду Поклитару. Картина, конечно не типичная во всех смыслах. В ее игровую структуру внедрены реальные персонажи, в частности Валерий Гергиев. И Майя Плисецкая должна была появиться на экране, но ушла из жизни еще до начала съемочного периода. Заканчивает «После тебя» фильм в фильме, якобы созданный на телеканале, как говорится, на смерть героя. Губительно ли это для картины Анны Матисон – тут мнения расходятся.

Сергей Безруков работает не только как драматический артист, но как артист балета и хореограф. Только сложные прыжки за него выполняет профессиональный танцовщик. Ему удалось точно передать особую стать и повадки балетного артиста, хотя не все выдержано до финальной точки. «В балете я – любитель» - скажет Сергей Безруков. Анна Матисон считает, что в самом конце ее герой совершает восхождение на Голгофу. Он идет на ток-шоу, чтобы умереть в прямом эфире. И это апофеоз пошлости, свойственный современному телевидению. Только скандал может что-то изменить в его жизни, и он это понимает.


|