Живое кино Никиты Михалкова

15 июня в Театре Киноактера состоялось знаковое событие для всей театральной Москвы

Выпускники актерской мастерской Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова представили «Метаморфозы» - спектакль, соединенный с мастер-классом в формате открытой репетиции, где происходящее на сцене – от игры актеров до силы света и звука, корректируется прямо по ходу творческого этюда. Художественным руководителем спектакля выступил сам Михалков, и это уже второй театральный опыт режиссера.

15 июня в Театре Киноактера состоялось знаковое событие для всей театральной Москвы

Год назад Никита Михалков основал Академию кинематографического и театрального искусства. За это время студентам актерской мастерской под руководством Михалкова удалось создать новый жанр на стыке театра и кино и воплотить его в спектакле «Метаморфозы» по мотивам 9-ти произведений А.П. Чехова и И.А. Бунина. Открытая репетиция, прошедшая в Театре Киноактера, стала не только своеобразным выпускным экзаменом для учащихся в Академии, но и востребованным у привередливой московской публики событием. Зрительный зал был полон теми счастливчиками, которым удалось достать билет (они не продавались). Началась открытая репетиция с видео, иллюстрирующем работу творческой лаборатории: зарисовки сцен из спектаклей сменяются одна за другой, буффонада, сатира, драма, трагедия…, Никита Сергеевич показывает студентам на своем примере тонкости актерской игры, глаза актеров, наблюдающих за уроками мэтра, то смеются, то наполняются слезами…Видео заканчивает и на сцену выходит сам основатель Академии.

- Ничего важнее актера на площадке быть не может – сказал Михалков. – Задача Академии состоит в том, чтобы создать условия, когда актер сможет взлететь. И это возможно, если создать атмосферу, в которой актер будет чувствовать собственную важность.

За год работы Академии режиссеры Сергей Газаров, Александр Коручеков, Игорь Яцко, хореограф Сергей Землянский и художественный руководитель Никита Михалков отрабатывали с актерами каждую минуту жизни их персонажей шаг за шагом.

- Никита Сергеевич репетировал с каждым из нас лично по несколько часов подряд, - рассказывает актриса, выпускница творческой лаборатории Академии Елена Лемешко. - Мне кажется, в своей творческой жизни Михалков не сыграл очень много ролей. И, наверное, весь свой нереализованный потенциал он решил влить в нас. Как театральный режиссер Никита Сергеевич отличается, прежде всего, лаской и нежностью. Он как волхв, передающий свои знания и энергетику. Когда такая глыба поворачивается к тебе и с любовью на тебя глядит, ты начинаешь творить чудеса.

Возможно, Елена Лемешко и права в том, что у Никиты Сергеевича много нереализованных ролей, однако мало кто знает, что Михалков уже ставил спектакли в театре! В Римском «Арджентино», да еще и с Марчелло Мастрояни, и тоже по Чехову - спектакль назывался «Неоконченная пьеса для механического пианино», театральный вариант знаменитой киноверсии. И помогал ставить этот спектакль художник-постановщик «Метаморфоз», Юрий Купер.

- Очень давно в Риме мы с Никитой Сергеевичем  и Марчелло Мастрояни ставили спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино» в театре «Арджентино»,  - вспоминает Купер. - Там строились огромные декорации – дом генеральши, была настоящая река, радиоуправляемые бабочки. Причем дом генеральши мы выстроили 4-х этажный, даже с голубятней. Это была самая дорогая декорация в истории «Арджентино»!

В «Метаморфозах» такого размаха, конечно, нет, да он и не нужен - Куперу удалось передать атмосферу каждого отдельного отрывка с помощью объемной проекции, транслируемой сразу на два экрана. Один располагался за спинами актеров, а другой – прозрачный - отделял сцену и зрительный зал, благодаря чему проекции словно бы создавались из воздуха. Какими техническими средствами художнику удалось этого добиться, история умалчивает, однако именно благодаря таким современным технологиям был создан эффект «живого кино».

Ощущение причастности зрителя к творческому процессу создавал и сам Никита Сергеевич, который выходил на сцену после каждой постановки и делился с публикой своими мыслями и наблюдениями, а когда начиналась очередная часть «Метаморфоз», Михалков возвращался в зрительный зал. Оттуда режиссер иногда делал замечания актерам и корректировал спектакль в непрерывном режиме.

Начались «Метаморфозы» с комедийных постановок по чеховским рассказам – «Беззащитное существо», «Как я в законный брак вступил». Далее зрителям представили мини-спектакль «Легкое дыхание» - по одноименному рассказу Бунина. Драматизм начал накаляться. Внутренний излом главной героини, переданный с помощью потрясающей актерской игры и невероятных декораций, в мгновение ока переходящих от гимназического кабинета к шумному вокзалу, моментально настроил зал на серьезный лад. Завершился первый акт постановкой бунинской «Мести». В прочтении творческой лаборатории «Месть» - это дерзкий мюзикл в красно-черно-белых тонах. Хоть Михалков и подчеркнул, что перед актерами не стояла цель конкурировать с танцорами из Большого, номер получился вполне достойным уровня хорошего кабаре.

Второй акт открыла хореографическая постановка Чеховского рассказа «Бабы». Реквизита - минимум, разве что длинные шесты, которые с помощью ловких движений актеров превращались то в дом, то в повозку, то в тюрьму. Внутренний накал героев был полностью выражен с помощью хореографических и визуальных методов, а тревожно выстроенная мизансцена и русские похоронные напевы его усиливали. «Бабы» - это самая длинная, почти бессловесная и невероятно экспрессивная часть «Метаморфоз».

- Зритель, даже толком не зная того или иного произведения, считывает хореографию на уровне психопластики и психофизики,  - рассказывает хореограф спектакля Сергей Землянский. - Танец соврать не может. Обмануть можно словом, но не телом. Эти коды заложены в нас на уровне животных инстинктов. 

Далее, по закону жанра «Метаморфоз» - своеобразного живого кино, в котором щадятся чувства зрителя, градус напряжения резко снизился, и на сцене уже играют комедийную остросоциальную постановку «Человека без места» по Чехову. Прошло всего несколько минут, и зрители уже смеются над возмущенным выпускником, учащимся давать взятки хитрым служащим, из которых в буквальном смысле сыпется песок. 

Веселье продолжается. Следующий номер - постановка чеховского рассказа «Загадочная натура»: незамысловатая разгадка главной героини обнаруживается в конце под дружный смех зрительного зала. Потом следует скетч о непостоянстве и лукавстве женской натуры, по рассказу Чехова «Ушла». Публика уж было совсем развеселилась и ждет очередной комедии, но завершает второй акт постановка «Холодной осени» Бунина - трагичной истории несбывшейся любви.

Спектакль окончен и зал взрывается в овациях. На сцену выходят выпускники Академии. Сегодня – их триумф, ведь за год они смогли не только преумножить свой профессионализм, но и создать новый формат театрального жанра – открытый живой киносеанс, где нет четко очерченных границ и правил.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру