Где, Онегин, был ты летом? Да в Италии, в Сполето!

Вахтанговский театр красиво закрывает фестиваль в Италии

09.07.2016 в 20:35, просмотров: 6617

Знаменитый Тони Сервилло с женой и детьми. Римас Туминас с неожиданной премией. Алексей Кузнецов с поэтическим экспромтом, который декламирует Сергей Маковецкий - и все это под бурные аплодисменты, за занавесом, опустившимся  в театре Нуово в Сполето, где 10 июля завершается 59-й фестиваль Двух миров. Красивый финал поручен "Евгению Онегину" Вахтанговского театра. Директору этого нестандартного форума Джорджо Феррера не откажешь в хорошем вкусе - на финал он припас русскую классику в лучшем исполнении. 

Где, Онегин, был ты летом? Да в Италии, в Сполето!
фото: Марина Райкина
Онегин и Дмитрий Ларин ( Сергей Маковецкий и Алексей Кузнецов).

Для меня слова санкции не существует, я его ненавижу, - говорит он мне, затягиваясь сигаретой: курит бесконечно, наплевав жару. - И политику ненавижу. Поэтому русский театр, Вахтанговский , в который я влюблён, здесь.  

Сказал, как отрезал. Через полчаса он на сцене старинного театра вручит Римасу Туминусу очень маленький, но весьма дорогой (в прямом и переносном смысле слова) приз. А пока - о Сполето и его любимом детище - фестивале-долгожителе.

Сполето затерялся в Умбрии средь зелёных холмов и невысоких гор. Средневековый городок-игрушка находится под охраной ЮНЕСКО, а жителей в нем всего 40 тысяч человек, примерно как в одном московском районе. И вот в этом-то городке в конце июня-начале июля на площадях, прожаренных южным солнцем,  разворачивается огромный фестиваль. Не только театральный: в афише - много музыки, живопись, скульптура, танец, кино. И все это в общей сложности примерно в зоне 500 метров - шаг влево/шаг вправо - памятник истории, в котором прочно обосновалось искусство. За булыжными стенами храмов  или возле них - концерты классической  музыки или балет, в домах 12 века - выставка Модельяи с женским портретом,  Канова с рисунком и оригинальными гипсовыми скульптурами, от которых сходили с ума его современники в конце 18-го века, и люди  21-го продолжают восхищаться. Уже отыграли Эмма Данте, театр Някрошюса, балет из Праги и многие, многие другие.  

История и современность у форума искусств в Сполето колоссальная. Я спрашиваю у Джорджа Ферарра:"А кто из русских ещё у вас бывал". Выясняется, что в основном "перебежчики" - Нуреев, Барышников, вот выступил  театр Някрошюса (теперь, правда, Литовский), и вот -  Вахтанговский с "Онегиным". Стоит сказать, что пока театр летел в Сполето, министр культуры Мединский на встрече с президентом России назвал Вахтанговский самым эффективным театром в России и с художественной и с экономической точки зрения (на рубль государственный зарабатывает два).  

"Евгения Онегина", этот без преувеличения можно сказать, шедевр Туминаса Ферерра увидел в Лондоне год назад и, как говорит,  "втрескался".  

- Почему?

Он мне напоминает сразу двух великих художников - Стрелера и Пину Бауш.  

Да, вкус у синьора Ферарра отменный. Но с "Онегиным" он явно рискует - Пушкин, хоть и переведён в Италии давно и первый бюст Солнцу русской поэзии поставлен, кстати, тоже в Италии, однако в сценической версии роман в стихах почти не известен. Да и для вахтанговцев игра на большом фестивале в маленьком амбициозном городке - тоже риск. Ведь успехом в США, Германии, Англии, Франции, где много живёт наших соотечественников с разной степенью дохода и всегда приходящих  на русский театр, "Онегин" театра Вахтангова избалован. А в крошечном Сполето русских среди публики вообще нет. Для итальянцев   "Онегин" с его любовной историей - темная лошадка. А полифоничная трактовка Римаса Туминаса с двумя Онегиными, двумя Ленскими плюс кордебалетом, отражающихся в огромном зеркале по заднику с  зыбкой  инфернальностью и потусторонностью, вообще путает все карты.  

Кстати о картах - в Италии есть карта опозданий. Если в Милане опаздывают на пять минут ( отчего столица моды считается немецким городом, то в Риме - римские полчаса - норма. Чем дальше к югу, тем задержка спектакля ( да и всего) увеличивается. В Сполето 20 минут уходит на ожидание. Но вот "Онегин"  начинается и первые минут двадцать видно как итальянцы пытаются смонтировать бегущую строку  на экране над сценой с тем, что происходит на ней. У некоторых не монтируется.  

А в это время за кулисами... Напряженная тишина (примут, не примут?), хотя Сережа Маковецкий (он играет второй спектакль, первым Онегиным был Леша Гуськов) проходит мимо меня пока ещё без пальто (и в такую то жару!), читает: "Где ты маялась все лето? Да в Италии!  В Сполето! " -"Ты написал?" - спрашиваю. "Нет, вон автор идёт". Входит автор - Алексей Глебович Кузнецов.  

Онегин (Сергей Маковецкий) за кулисами.

- А ты знаешь что наш Римас родился в один день с Феллини? - спрашивает меня он.

Не знала, но приятно, что художник Туминас по дню своего рождения совпадает ни бог весть с кем (мог же с Муссолини) , а с кинематографическим гением мира - Федерико Феллини.

Сам Римас в Сполето пробыл всего два с половиной дня и успел провести две полноценные с костюмами репетиции (в день по акту), посмотреть первый спектакль и остаться им не очень довольным ( в отличии от публики). А также получить премию - ручку с золотым пером фирмы Мон Блан, которая названа почему-то "Лев Толстой".  И улетел в Китай, где его Малый Вильнюсский театр показывает три спектакля на фестивале в Пекине.  

фото: Марина Райкина
Гусар (Владимир Симонов) и танц-класс.

Перо имени Толстого ему вручают перед спектаклем прямо на сцене, а Римас говорит: "Надо же, Пушкин ни разу не был в Италии, он дальше Молдавии вообще не выезжал - был невыездным. Только его драматический "Онегин",получается, доехал".  

Джорджо, все-таки, почему вы выбрали для показа Пушкина, а не Чехова или Достоевского, которых за рубежом знают больше Пушкина? - спрашиваю директора фестиваля.

Именно потому, что мало знают. Это просветительская миссия культуры.

А вообще первый спектакль русских доказывает мне в очередной раз  реальность победы  хилой "цыганской почты" (то есть из уст в уста) над мощным интернет ресурсом. На два последних  спектакля наплыв публики был неожиданный даже для организаторов : роскошный зал с пятью ярусами и расписным плафоном выглядел  точно по Пушкину:"Партер уж полон. Ложи блещут"...точнее отсвечивают голыми плечами - жара же. Итальянская публика в театр одевается красиво, в шортах не ходит.  

Из Рима приехал знаменитый Тони Сервилло (фильм "Великая Красота" и другие). После аплодисментов поднимается к артистам. С ним жена, интересная блондинка в светлом зеленом платье в пол и двое сыновей - как воспитанный человек фамилию он всем представляет в первую очередь, и совсем неожиданно смущенно признаётся : 

- Я не в своей тарелке, даже не знаю что сказать. Я бы так не смог.

Общий смех и общий снимок на память. Узнаю, что у Вахтанговского есть на Тони серьёзные виды: возможно, он поставит в Москве спектакль и сам в нем сыграет.