Король инструментов рассказал о двадцати детях Баха

На фестивале в Кусково делается ставка на популяризацию музыки

...Орган и Кусково, Кусково и орган, — за семь лет существования летнего фестиваля Елены Приваловой-Эпштейн эти слова уже стали синонимами. И определяющее слово здешних концертов — изящество, ведь идут они в Танцевальном зале знаменитой усадьбы при распахнутых окнах, пении птиц и отзвуках грозы, — этакий половинчатый опен-эйр; да и король инструментов — здесь совсем не король, но друг и коллега в различных инструментальных дуэтах, трио и ансамблях. Чему мы и стали свидетелями 13 июля на вечере Иоганна Себастьяна Баха, Георга Генделя, Джованни Паизиелло и Пьера Дюмажа...

На фестивале в Кусково делается ставка на популяризацию музыки
Фото — Ольга Горбачева

Понятно, что в неотапливаемом Танцевальном зале никакого постоянного органа не построено, на летний фестиваль его каждый раз приходится привозить, но звучит цифровой двухмануальный «Вискаунт» вполне себе живо, — так, что на известной и любимой токкате ре минор Баха детишки (а многие приходят семьями) даже вздрагивали от его мощи.

На сцене — яркая российская органистка Анастасия Черток, трубач Сергей Омельченко и Наталья Мурадымова (сопрано). Любопытно, что Анастасия перед каждым исполнением рассказывала почтеннейшей публике историю каждого из композиторов, насыщая повествование малоизвестными фактами.

Столь ненавязчивое введение в ткань концерта было весьма кстати, — люди узнавали, что у И.С. Баха было 2 жены и 20 детей; что в его время в Германии к музыке относились лишь как к развлечению, безо всякого обожествления исполнителей и композиторов (которые тогда, впрочем, выступали в одном лице); или в Европе считали, что Германия в принципе не может родить великую музыку; кроме того, Бах часто жил в нищете, признание и широкую известность получил лишь спустя сто лет после смерти.

Да и в семье Генделя считали, что музыка — несерьезная забава, и поначалу великий композитор учился на юриста (что не мешало ему в девять лет играть на клавесине, органе и скрипке).

...Популяризация музыки — важнейшая вещь, только к ней нужно прибегать грамотно, дозировано, без долгих музыковедческих лекций, но всё же прибегать, потому от золотого века нас отделяет все большее и большее расстояние. Вот мы и узнаем от Анастасии Черток, что французский композитор начала XVIII века Жан-Филипп Рамо в детстве, ещё не умея читать и писать, уже играл на органе, клавесине и других музыкальных инструментах; помногу путешествовал, обладал колкой и ранимой натурой, был склонен к уединению. И только с пятидесяти лет стал профессиональным композитором, набирая всё большую известность.

Фото — Ольга Горбачева

Ария Безумной из его оперы «Платея» в исполнении солистки музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Мурадымовой вызвала особый восторг и громкие овации. Наталья была эмоциональна и артистична, в зал шла потрясающая энергия, даже дети смеялись. Полтора часа пролетели как одна минута. После концерта мы пообщались с куратором фестиваля Еленой Приваловой-Эпштейн.

— Не теряют ли концерты в Кусково от того, что исполняются на электронном, а не духовом инструменте?

— Да, орган в Кусково действительно электронный, и требуется большое мастерство исполнителя, чтобы удержать внимание публики только одним небольшим инструментом. И этим умением, надо сказать, владеет небольшое количество органистов. Тем не менее, есть очень яркие, выдающиеся органисты, выступающие в фестивале каждый год: Алексей Шмитов (его репертуар, поистине, широк — от барочной до современной музыки), Алексей Шевченко, Фёдор Строганов.

Конечно, акустика в Кусково не очень хорошая, она не храмовая, — продолжает Елена, — органисту непросто управлять «Вискаунтом», чтоб публике было интересно; поэтому большая часть концертов — ансамбли. И в этом году такое разнообразие ансамблей, которого не было до этого ни разу. Орган впервые звучит с панфлейтой, саксофоном, маримбой, джамбо (тип акустической гитары, – прим. автора), тамбурином (старинный музыкальный барабан, популярный на юге Франции в XVIII в., – прим. автора). К тому же музыка XVIII столетия прекрасно сочетается с архитектурным стилем дворца, воссоздавая тогдашнюю атмосферу светских вечеров. Здесь отдыхает душа.

— Принимают участие в фестивале самые разные артисты и музыканты. На кого стилистически делается ставка?

— Хороший вопрос, ведь в начале фестивального движения в 2010 году я набирала молодых аспирантов, студентов консерваторий, студентов Гнесинки. Сейчас они выросли профессионально и продолжают участвовать в форуме, к моей радости. Но также к нам присоединяются серьёзные талантливые российские органисты и солисты, приезжают крупные музыканты из Германии, так что набор получается очень разнообразный. Достаточно упомянуть имена певиц Оксаны Лесничей и Екатерины Либеровой, баритонов Антона Варенцова и Дмитрия Гриниха, и многих-многих других...

Итак, фестиваль продолжается, и скоро в нем примут участие органист Фёдор Строганов, органистка из Латвии Евгения Лисицына, сопрано Екатерина Новикова, вокальный ансамбль Intrada с органисткой Марией Лесовиченко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру