СПРАВКА «МК». Елена Зайцева только за время своей службы в Большом театре создала множество костюмов для более чем 55 российских и международных постановок. В 1991-м окончила ЛГИТМиК, затем работала на Ленфильме в качестве художника по костюмам. С 1997-го — в Мариинском театре, с 2001-го — в «Новой опере». Наконец, с 2003-го — в Большом театре на впервые введённой должности главного специалиста по исполнению, производству и эксплуатации костюмов.
— В этой экспозиции мы соединили наследие двух эпох, — рассказывает «МК» куратор выставки Светлана Заславская, — а именно: эскизы костюмов и эскизы декораций художников, творивших во времена Фёдора Шаляпина (который, кстати, сам участвовал в создании костюмов), и современные работы Елены Зайцевой к таким операм как «Руслан и Людмила», «Царская невеста» etc. Елена, по сути, восстанавливала костюмы по эскизам XIX века; некоторые созданы ею с нуля. То есть была задача возродить «чрезмерно русский» стиль, стиль невероятной роскоши. Посмотрите на облачения из «Руслана и Людмилы»: костюмы богато декорированы, украшены камнями и жемчугами...
Выставка базируется в трех залах. В Оперном как раз разместились костюмы Зайцевой для «Царской невесты», «Руслана и Людмилы». Все расшито бисером, жемчугами, затейливыми узорами, золотой нитью. Здесь же — костюм Фёдора Шаляпина для роли Ивана Грозного, а кроме того эскизы Коровина, Кустодиева, Федоровского, Головина все к той же «Царской невесте». Во втором зале для гранд па из балета «Пахита» представлены три пачки, достойные удивления: выполненные в едином стиле, очень похожие, сложные, но без повторяющихся рисунков. Третий зал посвящён балету «Драгоценности» Баланчина, соответственно балетные пачки «Изумрудов» зеленого цвета, «Рубинов» — красного и «Бриллиантов» белого.
Директор музея им. Глинки (куда входит Шаляпинский филиал) Михаил Брызгалов отметил высокий класс работ Елены Зайцевой, сравнимый с наследием старых мастеров: «Если не прочитать этикетку к костюму, можно ошибиться в авторстве, не будучи искусствоведом».
Слово Светлане Заславской:
— У Елены хорошее базовое образование, особенно по истории костюма. Ведь его создание – очень нежный творческий процесс, для которого Елена обладает большим тактом. Её знания и опыт помогают, с одной стороны, воссоздать, а, с другой именно создать, сотворить новые, уникальные образы, которые выглядят ярко и достойно на сцене.
— Светлана, как вы думаете, уходит ли эпоха сложных, декорированных и исторически достоверных костюмов?
— Образ героя, его костюм зависят от видения автора, от постановщика. И, конечно, костюм должен быть удобным – с учётом движений артиста, хореографический партий, чтобы камни не поцарапали лицо… Я считаю, что создание сложных костюмов никуда не уйдёт. Такие красивые постановки, как «Борис Годунов», «Щелкунчик» должны создавать особенное, сказочное, яркое настроение. Поэтому красота, богатство всегда будут очень востребованы аудиторией.