Его Величество костюм в усадьбе Шаляпина

Открылась уникальная выставка театрального художника Елены Зайцевой

...Бисер, камни, жемчуга, расшитые кокошники, пышные боярские кафтаны, воздушные балетные пачки, — всё это вы найдете в доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре на только что открывшейся выставке «Сказочное наследие», посвященной работам Елены Зайцевой — художника по костюмам из Большого театра.

Открылась уникальная выставка театрального художника Елены Зайцевой

СПРАВКА «МК». Елена Зайцева только за время своей службы в Большом театре создала множество костюмов для более чем 55 российских и международных постановок. В 1991-м окончила ЛГИТМиК, затем работала на Ленфильме в качестве художника по костюмам. С 1997-го — в Мариинском театре, с 2001-го — в «Новой опере». Наконец, с 2003-го — в Большом театре на впервые введённой должности главного специалиста по исполнению, производству и эксплуатации костюмов.

— В этой экспозиции мы соединили наследие двух эпох, — рассказывает «МК» куратор выставки Светлана Заславская, — а именно: эскизы костюмов и эскизы декораций художников, творивших во времена Фёдора Шаляпина (который, кстати, сам участвовал в создании костюмов), и современные работы Елены Зайцевой к таким операм как «Руслан и Людмила», «Царская невеста» etc. Елена, по сути, восстанавливала костюмы по эскизам XIX века; некоторые созданы ею с нуля. То есть была задача возродить «чрезмерно русский» стиль, стиль невероятной роскоши. Посмотрите на облачения из «Руслана и Людмилы»: костюмы богато декорированы, украшены камнями и жемчугами...

Выставка базируется в трех залах. В Оперном как раз разместились костюмы Зайцевой для «Царской невесты», «Руслана и Людмилы». Все расшито бисером, жемчугами, затейливыми узорами, золотой нитью. Здесь же — костюм Фёдора Шаляпина для роли Ивана Грозного, а кроме того эскизы Коровина, Кустодиева, Федоровского, Головина все к той же «Царской невесте». Во втором зале для гранд па из балета «Пахита» представлены три пачки, достойные удивления: выполненные в едином стиле, очень похожие, сложные, но без повторяющихся рисунков. Третий зал посвящён балету «Драгоценности» Баланчина, соответственно балетные пачки «Изумрудов» зеленого цвета, «Рубинов» — красного и «Бриллиантов» белого.

Директор музея им. Глинки (куда входит Шаляпинский филиал) Михаил Брызгалов отметил высокий класс работ Елены Зайцевой, сравнимый с наследием старых мастеров: «Если не прочитать этикетку к костюму, можно ошибиться в авторстве, не будучи искусствоведом».

Слово Светлане Заславской:

— У Елены хорошее базовое образование, особенно по истории костюма. Ведь его создание – очень нежный творческий процесс, для которого Елена обладает большим тактом. Её знания и опыт помогают, с одной стороны, воссоздать, а, с другой именно создать, сотворить новые, уникальные образы, которые выглядят ярко и достойно на сцене.

На фото: Елена Зайцева

— Светлана, как вы думаете, уходит ли эпоха сложных, декорированных и исторически достоверных костюмов?

— Образ героя, его костюм зависят от видения автора, от постановщика. И, конечно, костюм должен быть удобным – с учётом движений артиста, хореографический партий, чтобы камни не поцарапали лицо… Я считаю, что создание сложных костюмов никуда не уйдёт. Такие красивые постановки, как «Борис Годунов», «Щелкунчик» должны создавать особенное, сказочное, яркое настроение. Поэтому красота, богатство всегда будут очень востребованы аудиторией.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру